Развитие паломнической инфраструктуры святых источников Рязанской области
Секция: ПРАКТИКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается инфраструктура религиозного туризма Рязанской области, выявлены центры притяжения и основные векторы развития паломнических маршрутов. Вводятся новые данные об объектах религиозного туризма Рязанской области –святых источниках, делается попытка их классификации.

Ключевые слова:
инфраструктура паломничества, святые источники, Рязанская область
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В связи с международной политической ситуацией выезд на отдых в зарубежные страны ограничен, поэтому все больше наших соотечественников проводят отпуск и праздничные дни в туристических поездках по родной стране. Становится очевидным желание отдыхающих получить полноценную информацию о внутренних туристических направлениях и узнать новое о соседних регионах с целью организации как краткосрочного, так и многодневного отпуска. В настоящее время наглядная информация в виде карт с туристическими маршрутами не представлена по многим регионам России, в том числе и по Рязанской области. Рязанский край богат точками притяжения, как природными, так и культурными. Рязанские земли имеют большое значение в становлении Российского государства. Стоит также отметить сохранение и развитие православных традиций на территории региона. В Рязани находится множество святынь, к которым приходят не только местные жители, но и путешествующие из других областей для поклонения, с надеждой исцелиться.

Цель данной статьи – систематизация имеющейся информации о религиозном туризме с возможностью определения ключевых точек развития инфраструктуры. Для анализа паломничества Рязанской области была составлена схема Рязанской митрополии с основными паломническими объектами, к которым регулярно устраивает поездки паломнический центр Рязанской епархии и Рязанский туристский информационный центр. Всего на территории Рязанской митрополии на момент написания статьи действуют 8 мужских и 7 женских монастырей – по семь в Рязанской и Скопинской епархиях и один в Касимовской, 10 из которых имеют статус объекта культурного наследия (с разной категорией). На схеме религиозного туризма определено два возможных направления в организации многодневных паломнических маршрутов: в окрестностях областного центра и на периферии – по выявленному ареалу сосредоточения крупных монастырских комплексов, вдоль границ области (рис. 1).

Крупные монастыри в основном сосредоточены в окрестностях Рязани, именно к ним чаще всего организуются паломнические поездки. Монастыри, расположенные на периферии области (за исключением Вышенского, Кадомского и Михайловского монастырей), а также развивающиеся обители, имеют меньшее количество насельников, некоторые из них находятся в полуразрушенном состоянии, поэтому к ним реже устраивают паломнические поездки. Относительно областного центра основные паломнические маршруты расположены на юго-западном направлении, на северо-восточном – Касимовский вектор и в центрально-диагональном – к г. Шацк. При организации паломнических маршрутов следует определять особенности самой поездки, необходимо вносить разнообразие в состав и проведение поездки, а именно: учитывать конкретные цели верующих, например, посещение святынь, для того чтобы поклониться иконе или окунуться в святой источник. Поэтому следует выделять разные направления на схемах туристических маршрутов с целью конкретизации информации, а также выбора определенного маршрута и учета необходимой подготовки верующих (приготовление к исповеди, причастию) в паломнической поездке.

Рязанский край богат святыми источниками, поэтому неотъемлемой частью паломнических поездок является участие в религиозных ритуалах, в частности посещение святых источников для набора святой воды и с целью исцеления от недугов. Некоторые крупные монастыри имеют на своей территории обустроенные родники с водосвятной часовней, купелью и развитой туристической инфраструктурой для удобства паломников: блинная, церковная лавка, места для стоянки автобусов и многое другое. По пути следования паломнических маршрутов также встречаются святые источники с хорошей организацией территории: в комплекс могут входить парковки личного транспорта, беседки для принятия пищи, туалеты. Однако большинство святых источников Рязанской области оборудовано лишь местом набора воды и иконой или крестом как знаком освященности места.

Проанализировав состав инфраструктурной наполненности более 92 освященных родников и озер области, можно разделить выявленные святые источники на три категории по составу святого источника:

  •  в архитектурном комплексе;
  •  в виде часовни или купели;
  •  с поклонным крестом или иконой.

Рассматривая географическое расположение источников на территории Рязанской области, можно выделить 5 ареалов концентрации мест расположения источников: Рязанский, Касимовский, Кадом-Ермишинский, Путятинский и Шиловский. В этих районах в пределах ареала сосредоточено не менее 7 освященных родников, а в Касимовском более полутора десятков.

Одним из перспективных для развития паломнической инфраструктуры к святым источникам был выбран Кадомский район, расположенный в 260 км от Рязани на северо-восточной границе области. Районный центр расположен на 4 холмах, разделенный р. Мокшей. В центральной части Кадома находится Свято-Милостиво-Богородицкий монастырь, часто принимающий паломников. Рядом с обителью на центральной площади воздвигнут собор Димитрия Ростовского, напротив размещена мастерская Кадомского вениза. Южнее поселка проходит важнейшая для Кадома магистраль – железнодорожная станция Сасово. В северном направлении находится выезд из области к святыням Серафимо-Дивеевского и Санаксарского монастырей, а также к Саровской пустыни. Таким образом, возможна организация паломнических маршрутов, ориентированных на посещение святых источников, проходящих через Кадом к Серафимо-Дивеевскому монастырю, с заездом на святой источник, также по окрестностям Кадома с поездкой по 5 святым источникам, так и непосредственно к источнику Паника, наиболее известному с дореволюционного периода.

Святой источник Иоанна Предтечи находится в 8 км от р. п. Кадом. На картах Менде 1862 года[1] это место значится как Часовня Паника с условными обозначениями двух каменных построек. «Накануне престольных праздников Рождества Предтечи /24 июня/ и Усекновения его Главы /29 августа/ на Панике, в тамошнем храме, бывает всенощное бдение. В эти дни сюда собираются из города и его окрестностей богомольцы, выезжают торговцы и устраивается торг вокруг храма» [1, с. 27]. Тысячи паломников поклонялись святыне в надежде на помощь, целебную воду принимали не только на месте, но и брали с собой, рядом находилась купальня, в которой желающие могли погрузиться в источник. Невдалеке от храма располагались два флигеля – для надзирающих за источником и для именитых богомольцев, в летнее время для обычных странников устраивали крытые навесы с широкими нарами.

Часовня славилась 12 иконами Усекновения Главы Иоанна Предтечи, рядом находился «Камень Мучеников», названный так по истории проливших кровь первых христиан Кадома. С 1904 по 1925 г. на святом источнике располагалась каменная церковь с богадельней, после 1944 г. на картах Паника значится как урочище. Местные старожилы указывают, что на этом месте в советские годы были 4 жилых дома и скипидарный завод.

В настоящее время дорога к роднику используется в основном лесовозами, что ухудшает доступность для местных жителей, устраивающих к нему крестные ходы из р. п. Кадом. Сегодня комплекс состоит из деревянного указателя, закрытой водосвятной часовни с местом набора воды и беседки-трапезной для отдыха паломников, территория родника не огорожена. За состоянием родника следят неравнодушные местные жители, предприниматели и духовенство.

После бесед с местными жителями и насельниками Свято-Милостиво-Богородицкого Кадомского монастыря была выявлена проблема отсутствия достойной организации территории святого источника для паломников. На основании потребностей местных жителей и с учетом организации паломнического маршрута к святому источнику была разработана концепция комплекса святого источника.

Архитектурный комплекс функционально делится на три зоны: зона самого источника, расположенного по течению ручья и включающего водосвятную часовню, место набора воды и купель с заводью, рекреационная зона – охватывает опушку в лесном массиве с трапезной и сторожкой, а также зона подъезда к роднику с парковкой. Сооружения комплекса выполняются по договоренности из местного леса.

В архитектурный комплекс предлагается включить вместо существующей закрытой водосвятной часовни – открытую, для вовлечения большего количества верующих в службу на источнике. Сама часовня имеет скромный архитектурный образ, вписанный в камерное, но вместе с тем отражающее наименование и историю источника пространство. Непосредственно ниже по рельефу размещается место набора воды и далее, по движению водной артерии, теплая купальня из сруба с раздельными помещениями для мужчин и женщин и открытая купель (заводь) для удобства одновременного омовения большого количества паломников. Весь комплекс источника связан деревянными настилами, лестницами и платформами, вписанными в рельеф.

Рекреационная зона на возвышенной опушке восточнее родника вариативна: при бюджетном способе благоустройства сохраняется функция беседки-трапезной, однако существующая беседка перестраивается и вписывается в новый комплекс источника; второй вариант при вовлечении дополнительных инвестиций предполагает возможность строительства на этом месте деревянного храма с небольшой трапезной. Рядом, при въезде на поляну, предлагается разместить легковозводимую каркасную сторожку для наблюдения и поддержания чистоты на территории источника. Далее за территорией водоохраной защитной зоны размещаются туалеты и мусорные контейнеры.

Въездная зона включает в себя обновленный указатель на родник, организованную автомобильную стоянку, информационный стенд у остатков разрушенного в 1925 г. храма и крытый навес – сень над найденным здесь ранее камнем мучеников.

 

[1] Топографический межевой атлас Тамбовской губернии [Карты] / сост. в 1860 году чинами Межевого Корпуса, под руководством Ген. Штаба ген.-лейт. Менде. – 1:168 000, 1,68 км в 1 см. –Издан в 1862 г. – Москва, 1864. – 1 атл. (30 л.; 1 л. сб.): цв.

Список литературы

1. Рейтаров, Н. Город Кадом заштатный / Н. Рейтаров. - Тамбов : Типография Губернского Правления, 1879.

Войти или Создать
* Забыли пароль?