Development of the pilgrimage infrastructure of the sacred spring of the Ryazan region
Section: PRACTICE
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article examines the infrastructure of religious tourism in the Ryazan region, with the identification of the centers of attraction and the main vectors of the development of pilgrimage routes. New information is introduced about the objects of religious tourism of the Ryazan region - holy springs, an attempt is made to classify them.

Keywords:
pilgrimage infrastructure, sacred springs, Ryazan region
Text
Publication text (PDF): Read Download

В связи с международной политической ситуацией выезд на отдых в зарубежные страны ограничен, поэтому все больше наших соотечественников проводят отпуск и праздничные дни в туристических поездках по родной стране. Становится очевидным желание отдыхающих получить полноценную информацию о внутренних туристических направлениях и узнать новое о соседних регионах с целью организации как краткосрочного, так и многодневного отпуска. В настоящее время наглядная информация в виде карт с туристическими маршрутами не представлена по многим регионам России, в том числе и по Рязанской области. Рязанский край богат точками притяжения, как природными, так и культурными. Рязанские земли имеют большое значение в становлении Российского государства. Стоит также отметить сохранение и развитие православных традиций на территории региона. В Рязани находится множество святынь, к которым приходят не только местные жители, но и путешествующие из других областей для поклонения, с надеждой исцелиться.

Цель данной статьи – систематизация имеющейся информации о религиозном туризме с возможностью определения ключевых точек развития инфраструктуры. Для анализа паломничества Рязанской области была составлена схема Рязанской митрополии с основными паломническими объектами, к которым регулярно устраивает поездки паломнический центр Рязанской епархии и Рязанский туристский информационный центр. Всего на территории Рязанской митрополии на момент написания статьи действуют 8 мужских и 7 женских монастырей – по семь в Рязанской и Скопинской епархиях и один в Касимовской, 10 из которых имеют статус объекта культурного наследия (с разной категорией). На схеме религиозного туризма определено два возможных направления в организации многодневных паломнических маршрутов: в окрестностях областного центра и на периферии – по выявленному ареалу сосредоточения крупных монастырских комплексов, вдоль границ области (рис. 1).

Крупные монастыри в основном сосредоточены в окрестностях Рязани, именно к ним чаще всего организуются паломнические поездки. Монастыри, расположенные на периферии области (за исключением Вышенского, Кадомского и Михайловского монастырей), а также развивающиеся обители, имеют меньшее количество насельников, некоторые из них находятся в полуразрушенном состоянии, поэтому к ним реже устраивают паломнические поездки. Относительно областного центра основные паломнические маршруты расположены на юго-западном направлении, на северо-восточном – Касимовский вектор и в центрально-диагональном – к г. Шацк. При организации паломнических маршрутов следует определять особенности самой поездки, необходимо вносить разнообразие в состав и проведение поездки, а именно: учитывать конкретные цели верующих, например, посещение святынь, для того чтобы поклониться иконе или окунуться в святой источник. Поэтому следует выделять разные направления на схемах туристических маршрутов с целью конкретизации информации, а также выбора определенного маршрута и учета необходимой подготовки верующих (приготовление к исповеди, причастию) в паломнической поездке.

Рязанский край богат святыми источниками, поэтому неотъемлемой частью паломнических поездок является участие в религиозных ритуалах, в частности посещение святых источников для набора святой воды и с целью исцеления от недугов. Некоторые крупные монастыри имеют на своей территории обустроенные родники с водосвятной часовней, купелью и развитой туристической инфраструктурой для удобства паломников: блинная, церковная лавка, места для стоянки автобусов и многое другое. По пути следования паломнических маршрутов также встречаются святые источники с хорошей организацией территории: в комплекс могут входить парковки личного транспорта, беседки для принятия пищи, туалеты. Однако большинство святых источников Рязанской области оборудовано лишь местом набора воды и иконой или крестом как знаком освященности места.

Проанализировав состав инфраструктурной наполненности более 92 освященных родников и озер области, можно разделить выявленные святые источники на три категории по составу святого источника:

  •  в архитектурном комплексе;
  •  в виде часовни или купели;
  •  с поклонным крестом или иконой.

Рассматривая географическое расположение источников на территории Рязанской области, можно выделить 5 ареалов концентрации мест расположения источников: Рязанский, Касимовский, Кадом-Ермишинский, Путятинский и Шиловский. В этих районах в пределах ареала сосредоточено не менее 7 освященных родников, а в Касимовском более полутора десятков.

Одним из перспективных для развития паломнической инфраструктуры к святым источникам был выбран Кадомский район, расположенный в 260 км от Рязани на северо-восточной границе области. Районный центр расположен на 4 холмах, разделенный р. Мокшей. В центральной части Кадома находится Свято-Милостиво-Богородицкий монастырь, часто принимающий паломников. Рядом с обителью на центральной площади воздвигнут собор Димитрия Ростовского, напротив размещена мастерская Кадомского вениза. Южнее поселка проходит важнейшая для Кадома магистраль – железнодорожная станция Сасово. В северном направлении находится выезд из области к святыням Серафимо-Дивеевского и Санаксарского монастырей, а также к Саровской пустыни. Таким образом, возможна организация паломнических маршрутов, ориентированных на посещение святых источников, проходящих через Кадом к Серафимо-Дивеевскому монастырю, с заездом на святой источник, также по окрестностям Кадома с поездкой по 5 святым источникам, так и непосредственно к источнику Паника, наиболее известному с дореволюционного периода.

Святой источник Иоанна Предтечи находится в 8 км от р. п. Кадом. На картах Менде 1862 года[1] это место значится как Часовня Паника с условными обозначениями двух каменных построек. «Накануне престольных праздников Рождества Предтечи /24 июня/ и Усекновения его Главы /29 августа/ на Панике, в тамошнем храме, бывает всенощное бдение. В эти дни сюда собираются из города и его окрестностей богомольцы, выезжают торговцы и устраивается торг вокруг храма» [1, с. 27]. Тысячи паломников поклонялись святыне в надежде на помощь, целебную воду принимали не только на месте, но и брали с собой, рядом находилась купальня, в которой желающие могли погрузиться в источник. Невдалеке от храма располагались два флигеля – для надзирающих за источником и для именитых богомольцев, в летнее время для обычных странников устраивали крытые навесы с широкими нарами.

Часовня славилась 12 иконами Усекновения Главы Иоанна Предтечи, рядом находился «Камень Мучеников», названный так по истории проливших кровь первых христиан Кадома. С 1904 по 1925 г. на святом источнике располагалась каменная церковь с богадельней, после 1944 г. на картах Паника значится как урочище. Местные старожилы указывают, что на этом месте в советские годы были 4 жилых дома и скипидарный завод.

В настоящее время дорога к роднику используется в основном лесовозами, что ухудшает доступность для местных жителей, устраивающих к нему крестные ходы из р. п. Кадом. Сегодня комплекс состоит из деревянного указателя, закрытой водосвятной часовни с местом набора воды и беседки-трапезной для отдыха паломников, территория родника не огорожена. За состоянием родника следят неравнодушные местные жители, предприниматели и духовенство.

После бесед с местными жителями и насельниками Свято-Милостиво-Богородицкого Кадомского монастыря была выявлена проблема отсутствия достойной организации территории святого источника для паломников. На основании потребностей местных жителей и с учетом организации паломнического маршрута к святому источнику была разработана концепция комплекса святого источника.

Архитектурный комплекс функционально делится на три зоны: зона самого источника, расположенного по течению ручья и включающего водосвятную часовню, место набора воды и купель с заводью, рекреационная зона – охватывает опушку в лесном массиве с трапезной и сторожкой, а также зона подъезда к роднику с парковкой. Сооружения комплекса выполняются по договоренности из местного леса.

В архитектурный комплекс предлагается включить вместо существующей закрытой водосвятной часовни – открытую, для вовлечения большего количества верующих в службу на источнике. Сама часовня имеет скромный архитектурный образ, вписанный в камерное, но вместе с тем отражающее наименование и историю источника пространство. Непосредственно ниже по рельефу размещается место набора воды и далее, по движению водной артерии, теплая купальня из сруба с раздельными помещениями для мужчин и женщин и открытая купель (заводь) для удобства одновременного омовения большого количества паломников. Весь комплекс источника связан деревянными настилами, лестницами и платформами, вписанными в рельеф.

Рекреационная зона на возвышенной опушке восточнее родника вариативна: при бюджетном способе благоустройства сохраняется функция беседки-трапезной, однако существующая беседка перестраивается и вписывается в новый комплекс источника; второй вариант при вовлечении дополнительных инвестиций предполагает возможность строительства на этом месте деревянного храма с небольшой трапезной. Рядом, при въезде на поляну, предлагается разместить легковозводимую каркасную сторожку для наблюдения и поддержания чистоты на территории источника. Далее за территорией водоохраной защитной зоны размещаются туалеты и мусорные контейнеры.

Въездная зона включает в себя обновленный указатель на родник, организованную автомобильную стоянку, информационный стенд у остатков разрушенного в 1925 г. храма и крытый навес – сень над найденным здесь ранее камнем мучеников.

 

[1] Топографический межевой атлас Тамбовской губернии [Карты] / сост. в 1860 году чинами Межевого Корпуса, под руководством Ген. Штаба ген.-лейт. Менде. – 1:168 000, 1,68 км в 1 см. –Издан в 1862 г. – Москва, 1864. – 1 атл. (30 л.; 1 л. сб.): цв.

References

1. Reytarov, N. Gorod Kadom zashtatnyy / N. Reytarov. - Tambov : Tipografiya Gubernskogo Pravleniya, 1879.

Login or Create
* Forgot password?