Первая Иркутская художественная мастерская-студия: проекты реорганизации 1910 – 1928 гг.
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
На основе архивных источников реконструируются проекты реорганизации Первой Иркутской художественной мастерской-студии в 1910–1928 гг.

Ключевые слова:
И.Л. Копылов, мастерская-студия, Иркутск
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

1 сентября 1910 г. в Иркутске (Восточная Сибирь) художником Иваном Лавровичем Копыловым (1883–1941 гг.) была основана Иркутская школа живописи и рисования [7, Л. 10]. Школа создавалась под влиянием новых тенденций в художественном образовании и изначально мыслилась создателем как революционная – предприятие «чисто идейное, не преследующее никаких коммерческих целей» [7, Л. 10]. Образцом для нее послужили частные индивидуальные мастерские, «ателье» (Ateliers) и «студии» (Studio), Западной Европы и центра России (Москвы и Петербурга), которые в начале XX в. стали «естественной оппозицией официальной, отмирающей уже системе Академии художеств» [7, Л. 10 об.-11].

Новаторскими были и методы преподавания. В Иркутской школе, вместе со «всем арсеналом чуждой русскому, а в особенности сибиряку, [греко-римской] мифологии, всеми этими Аполлонами, Лаокоонами, Венерами», был отброшен и «весь сложный, подавляющий материал, оформленного еще в XVIII столетии геометрического метода преподавания, т. е. геометрические фигуры и тела, бесконечные гипсы – все это выметалось из стен новой школы» [7, Л. 11]. В противовес геометрическому методу «казенной школы», новая школа основывалась на «так называемом “натуральном” методе и преподавании искусства» – на непосредственном изучении (при помощи линии, тона и цвета) «подлинной жизни близкого, понятного окружающего мира» [7, Л. 11-11об.].

В течение 1910–1923 гг. шел активный поиск «стройного и обоснованного метода преподавания» и «школа пережила ряд сдвигов», которые «можно формулировать кратко так: от индивидуальной школы самого преподавателя, через школу Сезанна, к объективному (индивидуально-лабораторному (для ученика)) методу преподавания искусства» [7, Л. 11об.]. Как писал в 1923 г. Копылов о методах преподавания в школе, «дух и традиции, заложенные при основании ее сохранились в большой мере и до сих пор» [7, Л. 10об.]. Из отчета за 1927/28 уч. г. следует, что в это время продолжал применяться лабораторно-индивидуальный метод [3, Л. 3об.].

Демократический характер школы, где преподавали сами студийцы, могли учиться женщины, так называемые «инородцы» (якуты, буряты и т. д.), и уже до 1918 г. не менее 50 % учеников училось бесплатно [7, Л. 10об., 18-18об.], а также доступность методов преподавания, привлекали сюда учащихся. Их число составило: в 1910 г. – 8 чел., 1911 г. – 24 чел., 1914 г. – 50 чел. (из них постоянный кадр – 30 чел.), 1917 г. – до 80 чел. (постоянный кадр – 60 чел.), 1921 г. – 108 чел. (в мастерской – 34, в студии – 74), 1923 г. – 78 чел. (в мастерской – 20, в студии – 58) [7, Л. 12, 13, 4, 19 об.]. За 13 лет существования (1910–1923 гг.) «через школу прошло около 3000 человек подмастерий и студийцев» [7, Л. 16].

В связи с укреплением школы Копылов весной 1914 г. планирует ее реорганизацию – разрабатывает «целый план создания Организованной свободной художественной школы, обслуживающей громадный район Восточной Сибири» [7, Л. 12-12об.]. План был рассчитан на 15-20 лет и предполагал создание при существующей школе библиотеки, музея учебных материалов (репродукций, костюмов, предметов обстановки) и, «как завершение, постройку собственного здания для школы, специально приспособленного для потребностей обучения искусству» [7, Л. 12об.]. Первая мировая война разрушила эти планы: «многие учащиеся были мобилизованы и погибли на фронте, самому руководителю в течение всей войны грозила мобилизация» [7, Л. 12об.]. Но идея Свободной художественной школы Восточной Сибири не была забыта: в отчете за 1923 г. Копылов выражал надежду, что благодаря поддержке советской власти школа «досуществует до того момента, когда мечты, разрушенные империалистической войной, претворятся в действительность» [7, Л. 20об.].

После 1917 г. Копылов меняет стратегию и стремится включить школу в состав крупных учебных учреждений художественного профиля: ведь теперь «было ясно, что смысл ее частного существования, со смертью старой художественной правительственной школы исчез, и было ясно, что Иркутская школа должна стать общественной» [7, Л. 13об.].

Весной 1918 г., при первой советской власти в Иркутске – Центро-Сибири (5 ноября 1917 г. – 28 августа 1918 г.) – работала комиссия по созданию Института изящных искусств: «в проекте предполагалось влить в институт все уже существующие частные школы и курсы» города, в том числе и Школу живописи и рисования [7, Л. 13об.]. Институт изящных искусств создавался по инициативе общественной организации – Иркутского народного университета (так с 23 марта 1917 г. называлось общество «Иркутские общедоступные курсы»); в нем планировалось три отделения: музыкальное, драматическое и живописи [10, с. 166-167, 168]. Новый институт создавался на основе Отделения искусств Народного университета. В газетных публикациях 1918 г. отделение живописи, которым руководил Копылов, называется по-разному: Художественным отделом, школой живописи, Отделением живописи и рисования, и связывается вначале с Институтом искусств, а затем – с Народным университетом. При этом Институт искусств с начала 1919 г. перестает упоминаться. Как следует из объявления Копылова, сделанного в газете, занятия на Отделении живописи и рисования Народного университета начались с 15 октября 1918 г. [9, с. 1].

С текстом последнего согласуются исторические сведения о школе, которые Копылов подготовил в 1923 г.: контрреволюционный переворот летом 1918 г. разрушил планы создания Института изящных искусств и поэтому осенью того же года, по ходатайству основателя, школа была присоединена непосредственно к обществу «Иркутский народный университет». Последнее «приняло школу радушно, и даже арендовало для нее особое помещение (где она находится и теперь)» [7, Л. 13 об.] – второй этаж здания по ул. Степана Разина (на 1918 г. – Почтамтская), № 11 [7, Л. 20] (рис. 1), где, как следует из текста объявления Копылова, отделение Живописи и рисования размещалось уже в октябре 1918 г. [9, с. 1].

Видимо, в мае 1919 г. [10, с. 169], в связи с окончательным отказом от идеи Института искусств, его живописное отделение получило новое название: «Школа живописи при Иркутском народном университете» [7, Л. 14]. В течение 1919 г. школа находилась на грани ликвидации: военные власти белых не менее 22 раз пытались занять помещение и «был момент, когда вся школа, вмещающая в себя 90 чел. учащихся, ютилась в одной комнате в 9 кв. сажен» [7, Л. 14].

После окончательного установления советской власти в Иркутске, Школа живописи оказалась в эпицентре проектов реорганизации художественного образования, которые разрабатывались созданной в конце февраля 1920 г. Художественной секцией Подотдела искусств Иркутского губернского отдела народного образования (Иргубоно) [4, Л. 61].

В смете расходов на 1920 г., составленной Художественной секцией и датированной 2 марта 1920 г., речь идет об «организации и открытии» в г. Иркутске Школы живописи, ваяния и зодчества [5, Л. 71, 73, 75, 96 об.], в составе которой должно было быть три отделения: живописное, архитектурное и скульптурное. Полный курс обучения (3 года) предусматривал подготовку на каждом из них, соответственно, ученого рисовальщика, строителя-десятника и ученого мастера-скульптора [5, Л. 97].

В «Кратких сведениях о деятельности» этой секции, датированных 15 мая 1920 г., говорится уже об Училище живописи, ваяния, прикладного искусства и зодчества: секцией был разработан его проект, «произведена анкета по поводу открытия», затем предполагалось «еще раз пересмотреть проект» и «возбудить ходатайство перед центральной властью на получение разрешения открыть названное училище» [4, Л. 12]. Очевидно, эти события произошли в течение марта – начала мая 1920 г., и к этому времени проект Школы живописи, ваяния и зодчества был отброшен. Судя по названию, в составе училища могло быть 4 отделения: живописи и рисования, лепки и скульптуры, прикладных искусств и зодчества.

Летом 1920 г. Художественная секция была преобразована в Секцию изобразительных, прикладных и декоративных искусств (Секцию ИЗО), которая выдвинула новый проект. В докладе о планах на 1921 г. Подотдела искусств Иргубоно значится: «Создание в Иркутске свободных художественных мастерских будет составлять одну из главных забот Губсекции ИЗО» [4, Л. 61об.]. Преподавание графических искусств планировалось объединить в «единой трудовой школе», чтобы «организовать производственный коллектив художников» для выполнения работ по праздничному оформлению города, отдельных зданий, агитации, устройству художественных выставок, лекций по искусству и т. п. [4, Л. 61 об.]. В «Штатах Свободных художественных мастерских в г. Иркутске и в Иркутской губернии» (на период с 1 октября 1920 г. по 1 января 1921 г.) были указаны 4 мастерские – у каждой из них был свой заведующий – мастер-художник [4, Л. 61 об.]. В «Смете на содержание и оборудование Свободных художественных мастерских» на 1921 г. речь шла о 10 студиях-мастерских (из них 5 предполагалось «открыть» в губернии) – с 250 подмастерьями [8, Л. 84 об., 85]. В обеих сметах были указаны общие для Свободных художественных мастерских учреждения: Художественный совет (19 членов), штат лекторов (5 чел.) и общая канцелярия с лекторием (2 аудитории), скульптурной мастерской, библиотекой и кабинетом учебных пособий [4, Л. 153; 8, Л. 85-85 об.].

Этот проект не стал последним. В исторической справке школы 1923 г. указано, что в 1920 г. Иргубоно создал комиссию для разработки нормального устава «Иркутских высших художественных мастерских» (ИВХМ). Предполагалось, что к существующей школе, которая станет живописным отделением ИВХМ, «будет присоединен ряд новых отделений»: скульптурное, полиграфическое, строительное и, как многозначительно отмечено в документе, «и др.» [7, Л. 14]. Если бы этот проект осуществился, ИВХМ напоминал бы 1-ю Сибирскую художественно-промышленную школу в г. Омске – Худпром.

Практическим результатом проектной деятельности 1920 г. стали два переименования. Приказом Иргубоно от 24 сентября 1920 г. школа была переименована в «Художественную мастерскую внешкольного типа» и перешла под непосредственное руководство Губсекции ИЗО [7, Л. 14 об.]. Затем была реорганизована в «Свободную художественную мастерскую и студию при ней» и носила это название до ноября-декабря 1921 г. [6, Л. 49 об.]. Через Секцию ИЗО мастерская получила часть кредитов, ряд книг, альбомов, краски и кисти для учащихся [7, Л. 14 об.].

1 июня 1921 г. секции ИЗО были ликвидированы, и мастерская перешла в Иркутский губернский отдел профессионального образования (Иргубпрофобр), в ведение Отдела художественного образования. В отчете Иркутского Губпрофобра за период с 1 июня по 1 ноября 1921 г. учреждение именовалось еще как «Свободная художественная мастерская и студия при ней» [6, Л. 49 об.]. В несколько более позднем «Списке подведомственных Иргубпрофобру учебных заведений» от 30 декабря 1921 г., и последующих документах, учреждение именуется уже по-новому: «Первая Иркутская художественная мастерская-студия» [6, Л. 91, 177, 198; 7, Л. 14 об.]. Это название представлено и в штампе школы, заготовленном на 1922 г. – первые даты в нем были проставлены в январе месяце [7, Л. 25] (рис. 2). В мастерской-студии, которая была приравнена к средней художественной школе, было три класса (натюрморта, головной натурный и фигурно-натурный) с тремя отделениями в каждом: линейным, светотени и живописи [7, Л. 17].

Возможно, с переименованием в ноябре-декабре 1921 г. был связан еще один, также не реализованный, проект реорганизации. Летом 1921 г. Иргубпрофобр разработал положение о «Художественно-промышленной мастерской, приравненной к школе II-й ступени», но «принужден был отказаться от создания таковой» из-за недостатка средств, невозможности получить кредиты из центра, а также из-за необходимого для нее «значительного оборудования, которое ни в одном из хозяйственных учреждений получить не удалось» [6, Л. 50]. После этого отдел выдвинул более скромный план: организацию при мастерской-студии двух новых мастерских (декоративной и детских игрушек), «которые позволили бы основной мастерской-студии изыскивать средства для самоснабжения» [6, Л. 50].

В 1921–1927 гг. главной задачей стало сохранение школы. В течение 1925–1926 гг. в названии мастерской появилось слово «государственная» и исчезло «первая». В отчетах за 1927 г. она называлась «Иркутской государственной художественной мастерской-студией (ИГХМС)» [1, Л. 1; 3, Л. 23]. В середине 1920-х гг. от Омска, где действовал Худпром, и «до Тихого океана существует только одна государственная художественная школа – в Иркутске», и в связи с «наплывом учащихся» из Восточной Сибири и близлежащих районов (Бурят-Монголии, Якутии) снова возникает идея о более значимом центре – на этот раз Художественном техникуме [1, Л. 4].

В июне 1927 – январе 1928 г. в Иркутске рассматривался план реорганизации ИГХМС в Курсы ИЗО или Художественно-педагогический техникум, с курсами общеобразовательных предметов и двумя практическими отделениями: живописно-декоративным и живописно-педагогическим [2, Л. 1-5; 3, Л. 22]. Вначале планировалось присоединить к ИГХМС (с переводом в Иркутск) Живописно-педагогическое отделение Омского Худпрома [3, Л. 17], но затем все ограничилось местными силами. В 1928 г. ИГХМС была преобразована в Государственные курсы ИЗО, а те в 1930 г. – в Восточно-Сибирский краевой педагогический техникум изобразительных искусств. Мечта художника И. Л. Копылова, который бессменно руководил школой в 1910–1932 гг., осуществилась.

Список литературы

1. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Р-61. Оп. 1. Д. 368.

2. ГАНО. Ф. Р-61. Оп. 1. Д. 781.

3. ГАНО. Ф. Р-61. Оп. 1. Д. 966.

4. ГАНО. Ф. Р-1053. Оп. 1. Д. 126.

5. ГАНО. Ф. Р-1053. Оп. 1. Д. 131.

6. ГАНО. Ф. Р-1053. Оп. 1. Д. 380.

7. ГАНО. Ф. Р-1053. Оп. 1. Д. 382.

8. ГАНО. Ф. Р-1053. Оп. 1. Д. 447.

9. Копылов, И. Л. Народный университет. Отдел живописи и рисования / И. Л. Копылов // Дело. - Иркутск, 1918. - 12 октября (суббота). - № 51. - С. 1.

10. Харкеевич, И. Ю. Музыкальная культура Иркутска / И. Ю. Харкеевич. - Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1987. - 279 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?