Научно-исследовательский институт в составе транспортно-логистического кластера
Секция: ПРАКТИКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Сегодня для успешной реализации полного потенциала инфраструктуры страны необходимо не только достроить транспортный каркас, но и комплексно решить задачу по ее развитию. Например, использовать систему транспортно-логистических кластеров, где каждый из его участников может оказывать влияние на развитие региона и транспортной инфраструктуры. В данной статье объектом исследования является научно-исследовательский институт или научно-учебное учреждение в составе транспортно-логистического кластера

Ключевые слова:
кластер, транспорт, непрерывное образование, промышленная архитектура, учебно-производственный центр
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Транспортно-логистические кластеры

На протяжении многих тысяч лет эволюция торговых путей и видов транспорта влияли не только на время пути, но и на распространение материальных и нематериальных ценностей. Например, Великий шелковый путь не только поддерживал развитие международной торговли, но и был способом передачи знаний, религий, технологий и искусств. В результате образовалась сложная международная транспортно-логистическая сеть, которая до сих пор остается важнейшим элементом экономики, торговли, логистики и геополитики, определяя конкурентоспособность территории. В современном мире именно от конкурентных преимуществ регионов зависит потенциал и степень конкуренции страны на мировой арене.

В связи с этим, на сегодняшний день развитие и модернизация транспортно-логистического сектора является одним из приоритетных направлений государственной деятельности России. На территории нашей страны главные грузопотоки внешнеторговых и транзитных перевозок сконцентрированы вдоль двух направлений: с запада на восток и с севера на юг, что совпадает с маршрутами перевозок в межрегиональном сообщении внутри России. В зоне их тяготения сосредоточено свыше 80% населения и промышленного потенциала страны [5]. При этом транспортное освоение северо-восточных территорий все еще не завершено. Для того чтобы обеспечить надежные транспортно-экономические связи между всеми регионами страны, необходимо завершить формирование единого транспортного каркаса и модернизировать существующую систему [6]. Как показывает мировая практика, сегодня одним из наиболее эффективных решений этих задач является кластеризация социально-экономического пространства регионов с помощью формирования транспортно-логистических кластеров [7].

В данном исследовании транспортно-логистический кластер – это объединение экономических субъектов хозяйственной деятельности транспортной отрасли, характеризующихся территориальной близостью и общей стратегически направленной деятельностью, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентоспособность как отдельных предприятий, так и кластера в целом [3]. В контексте терминологии транспортной инфраструктуры в данном исследовании понятия Комплекс – Центр – Кластер используются в соответствии с иерархией от меньшего к большему.

Участников кластера можно разделить на основных и вспомогательных. К основным относятся терминалы пассажирских перевозок, МТЛ, ТЛЦ; к второстепенным – научные и образовательные учреждения, промышленные предприятия локального/регионального значения и технопарки. Каждый из участников не только выполняет функцию внутри кластера, но и имеет собственное значение в контексте развития региона. Например, научно-исследовательский институт должен не только подготавливать кадры для различных частей кластера (сотрудников грузовых и пассажирских терминалов, рабочих промышленных предприятий, сотрудников технопарков и т. д.), но и обеспечивать интеграцию людей в новую образовательную среду (рис. 1).

 

Современные тенденции формирования образовательный пространств

На сегодняшний день тема образования очень актуальна. В конце 60-х годов прошлого века в материалах генеральной конференции ЮНЕСКО впервые был использован термин «непрерывное образование», что означает процесс постоянного обучения и развития личности на протяжении всей жизни [2]. В современном мире необходимо систематически обновлять свои профессиональные компетенции в контексте непрерывного ускорения жизни и растущей конкуренции. Статистика показывает, что люди, которые продолжают обучаться и развиваться, имеют больше возможностей для карьерного роста и лучшей оплаты труда. Для того чтобы обеспечить высокий уровень образовательного процесса, необходимо формировать и модернизировать научно-учебные учреждения в соответствии с новыми стандартами и тенденциями. Сегодня глобально можно выделить две проблемы, присущие существующим российским институтам: устаревшая инфраструктура и закрытость среды. К первому можно отнести нехватку пространств и неприспособленность помещений для занятий, ко второму – изолированность территории университетов от городского пространства.

В мировой практике можно выделить три типа учреждения в зависимости от его расположения:

  • вне города;
  • в городе, но изолированно от него;
  • интегрированный в город кампус.

Но наиболее перспективной организацией пространства являются инновационно-образовательные кварталы (ИОК). В них объединяются образовательные и научно-исследовательские организации, инновационные компании, а также стартап-центры. Они находятся на одной и той же территории, имеют партнерские взаимоотношения, а также могут работать в и смежных и противоположны отраслях. Соответственно, студентам и сотрудникам удобнее жить поблизости, поэтому в состав ИОК входит также жилая застройка. Также можно выделить открытые общественные пространства, благодаря которым происходит взаимопроникновение ИОК и городского пространства. В основном ИОК возникают вокруг «якорных учреждений», научных институтов или компаний [8]. Яркими примерами такой организации пространства могут быть Научный парк Амстердама, Венский университет экономики и бизнеса WU (Австрия), Университет Наварры (Памплона, Испания) и другие.

 

Научно-исследовательский институт как часть кластера

Научно-исследовательский институт в составе транспортно-логистического кластера – это образовательный комплекс или ИОК (рис. 2), который может быть как филиалом существующего высшего учебного заведения, так и самостоятельной единицей, направленной на подготовку кадров для участников кластера [9]. Такое учреждение будет иметь явную промышленную составляющую, соответственно к нему справедливо применять следующие характерные черты учебно-производственных центров (УПЦ): использование соответствующих объемно-планировочных и инженерных характеристик для всех функциональных промышленных цехов и их определенного взаимного расположения; опытно-производственное пространство располагается на первых этажах и имеет укрупненные шаг и пролет несущих конструкций, увеличенную высоту помещений относительно остальных функциональных зон [1].

Соответственно, в архитектурно-планировочной структуре научно-исследовательского института в составе кластера можно выделить четыре функциональных блока: академический, жилой, общественный и практическо-коммерческий. Последнее – необходимая составляющая в современных инновационно-образовательных пространствах как элемент применения изучаемых навыков на реальных практических заданиях. Академические же пространства будут подразделяться в зависимости от своей специфики: общеобразовательные помещения и промышленные цеха [9].

Таким образом, НИИ и ИОК могут быть расположены в плотной городской застройке, если относятся к кластеру федерального значения, или могут быть расположены на периферии и являться основой для создания научных городков. В случае размещения в городской среде их объекты необходимо включать в туристические маршруты и формировать общественные культурные центры для обычных жителей на территории кампусов. При размещении в отдалении необходимо развивать технологическую составляющую и создавать точки притяжения [9].

На основе вышеописанного был выполнен курсовой проект на тему «Научно-исследовательский кампус как часть научно-образовательного кластера во Владивостоке». Сегодня Владивосток – это один из важных научно-образовательных центров России. Например, активно вкладываются ресурсы в реализацию проекта научного кластера «Русский остров». Курсовой же проект предполагается сделать сначала частью этого образовательного кластера, а в последствии сделать его также участником транспортного кластера Дальнего Востока. Предлагаемая для проекта территория – это небольшая промышленная зона с гаражами и ремонтными мастерскими у северной границы Первореченского района. Она интересна расположением части неэксплуатируемой железнодорожной ветки.

Общая территория в 46 га разделяется: на жилой квартал, где расположены общежития для студентов, апартаменты для преподавателей и отель для приезжих; на квартал с общественными и культурными пространствами, где находятся библиотеки, клубы, спортивные залы, рекреации и т. д.; территорию главного корпуса; территорию учебных промышленных цехов и терминалов, которые служат наглядным практическим учебным пособием. К последним подведена отдельная ж/д ветка, по которой ходит учебный состав. Один из промышленных корпусов – это маленький учебный контейнерный терминал. Поскольку кампус расположен в плотной городской застройке, то для лучшего взаимодействия с городской инфраструктурой территория кампуса максимально открыта городу. Благодаря общинному озеленению, благоустроенной набережной и многочисленным общественным пространствам пространство кампуса доступно каждому жителю. Вся территория кампуса организована вокруг старой железнодорожной ветки, которая используется в проекте для внутреннего общественного транспорта – трамвая-поезда.

Первая система такого типа начала работать 1992 году в Карлсруэ (Германия). Большая часть трассы этой линии (21 км) приходится на железную дорогу, по которой сохранялось движение обычных поездов. Ходящие в Бреттен трамваи могут работать как от трамвайной контактной сети, так и от железнодорожной. В системах, где трамваи ходят по неэлектрифицированным железнодорожным линиям, трамваи имеют дизельный двигатель с электрогенератором.

Таким образом, данный проект НИИ не только расширит научную специализацию ДВФУ, но и станет важным влиятельным участником транспортного кластера Дальнего Востока (рис. 3).

В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что кластеризация транспортно-логистической инфраструктуры не только позволит эффективно модернизировать транспортный сектор, но и будет служить драйвером развития регионов страны. Каждый из участников кластера будет не только стимулировать развитие друг друга, но и оказывать положительное влияние на местную среду. Научно-исследовательский институт второстепенный, но важный участник кластера, который в большей степени может влиять на рост конкурентоспособности территории. Представленная пространственная модель НИИ подходит как для плотной городской застройки, так и для формирования автономных структур.

Список литературы

1. Дмитриева, А. О. Характерные черты архитектуры учебно-производственных центров / А. О. Дмитриева // Наука, образование и экспериментальное проектирование: тезисы докладов международной научно-практической конференции, 4-8 апреля 2022 г. - Москва : МАРХИ, 2022. - С. 514-515.

2. Кулешов, В. Д. Образовательные центры как новые точки активности в Москве / В. Д. Кудешов., Д. С. Подъяпольский // Наука, образование и экспериментальное проектирование: тезисы докладов международной научно-практической конференции, 6-10 апреля 2020 г. Т. 1. - Москва : МАРХИ, 2022. - С.395-396.

3. Орлов, С. В. Транспортный кластер как форма территориальной организации транспортного комплекса / С. В. Орлов // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование - 2013. - №2 (38). - С. 242-246.

4. Прокофьева, Т. А. Мультимодальные транспортно-логистические центры (часть 1) / Т. А. Прокофьева // В центре экономики. - 2021. - № 2. - С. 10-19. - URL: https://vcec.ru/index.php/vcec/article/view/36 (дата обращения: 11.01.2023).

5. Прокофьева, Т. А. Развитие логистической инфраструктуры как стратегическое направление интеграции России в систему международных транспортных коридоров / Т. А. Прокофьева // В центре экономики. - 2021. - № 1. - С. 1-10. - URL: https://vcec.ru/index.php/vcec/article/view/31 (дата обращения: 11.01.2023).

6. Прокофьева, Т. А. Транспортная стратегия России и логистический подход к ее реализации / Т. А. Прокофьева // В центре экономики. - 2020. - № 4 - С. 18-27. - URL: https://vcec.ru/index.php/vcec/article/view/25 (дата обращения: 11.01.2023).

7. Сомко, М. Л. Транспортно-логистический кластер: новый подход к развитию отрасли / М. Л. Сомко // Дискуссия. - 2012. - С. 76-80.

8. Университетские кампусы и город: кооперация ради конкурентоспособности: Доклад ЦСР, ВЭБ.РФ и университета «20.35» от августа 2021 г. // ЦСР: официальный сайт. - URL: https://www.csr.ru/upload/iblock/3f0/kbpm276p3tau6knlzdla3d6ozz0fve0e.pdf (дата обращения: 11.01.2023).

9. Шибаева, А. И. Научно-учебное упреждение как часть транспортно-логистического кластера / А. И. Шибаева, А. Л. Нечаев // Наука, образование и экспериментальное проектирование: тезисы докладов международной научно-практической конференции, 3-7 апреля 2023 г. Т. 1. - Москва : МАРХИ, 2023. - С. 528-530.

10. Schewenius, M. Dreams and Seeds: The role of campuses in sustainable urban development / M. Schewenius, P. Keranen, R. al Rawaf (Eds.). - Stockholm Resilience Centre and Helsinki Metropolia University of Applied Sciences, 2017. - ISBN 978-952-328-055-7. - URL: http://su.diva-portal.org/smash/get/diva2:1161366/FULLTEXT02.pdf (дата обращения: 11.01.2023).

Войти или Создать
* Забыли пароль?