Scientific and Research Institute as part of transport and logistics cluster
Section: PRACTICE
Abstract and keywords
Abstract (English):
Today, in order to successfully realize the full potential of the Russian’s infrastructure it is necessary not only to complete the transport frame but also to comprehensively solve the problem of its development. For example, use the system of transport and logistics clusters, where each of its participants can influence the development of the region and transport infrastructure. In this article, the object of study is a scientific and research institute or a research and educational institute as part of a transport and logistics cluster

Keywords:
cluster, transport, lifelong learning, industrial architecture, educational & production center
Text
Publication text (PDF): Read Download

Транспортно-логистические кластеры

На протяжении многих тысяч лет эволюция торговых путей и видов транспорта влияли не только на время пути, но и на распространение материальных и нематериальных ценностей. Например, Великий шелковый путь не только поддерживал развитие международной торговли, но и был способом передачи знаний, религий, технологий и искусств. В результате образовалась сложная международная транспортно-логистическая сеть, которая до сих пор остается важнейшим элементом экономики, торговли, логистики и геополитики, определяя конкурентоспособность территории. В современном мире именно от конкурентных преимуществ регионов зависит потенциал и степень конкуренции страны на мировой арене.

В связи с этим, на сегодняшний день развитие и модернизация транспортно-логистического сектора является одним из приоритетных направлений государственной деятельности России. На территории нашей страны главные грузопотоки внешнеторговых и транзитных перевозок сконцентрированы вдоль двух направлений: с запада на восток и с севера на юг, что совпадает с маршрутами перевозок в межрегиональном сообщении внутри России. В зоне их тяготения сосредоточено свыше 80% населения и промышленного потенциала страны [5]. При этом транспортное освоение северо-восточных территорий все еще не завершено. Для того чтобы обеспечить надежные транспортно-экономические связи между всеми регионами страны, необходимо завершить формирование единого транспортного каркаса и модернизировать существующую систему [6]. Как показывает мировая практика, сегодня одним из наиболее эффективных решений этих задач является кластеризация социально-экономического пространства регионов с помощью формирования транспортно-логистических кластеров [7].

В данном исследовании транспортно-логистический кластер – это объединение экономических субъектов хозяйственной деятельности транспортной отрасли, характеризующихся территориальной близостью и общей стратегически направленной деятельностью, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентоспособность как отдельных предприятий, так и кластера в целом [3]. В контексте терминологии транспортной инфраструктуры в данном исследовании понятия Комплекс – Центр – Кластер используются в соответствии с иерархией от меньшего к большему.

Участников кластера можно разделить на основных и вспомогательных. К основным относятся терминалы пассажирских перевозок, МТЛ, ТЛЦ; к второстепенным – научные и образовательные учреждения, промышленные предприятия локального/регионального значения и технопарки. Каждый из участников не только выполняет функцию внутри кластера, но и имеет собственное значение в контексте развития региона. Например, научно-исследовательский институт должен не только подготавливать кадры для различных частей кластера (сотрудников грузовых и пассажирских терминалов, рабочих промышленных предприятий, сотрудников технопарков и т. д.), но и обеспечивать интеграцию людей в новую образовательную среду (рис. 1).

 

Современные тенденции формирования образовательный пространств

На сегодняшний день тема образования очень актуальна. В конце 60-х годов прошлого века в материалах генеральной конференции ЮНЕСКО впервые был использован термин «непрерывное образование», что означает процесс постоянного обучения и развития личности на протяжении всей жизни [2]. В современном мире необходимо систематически обновлять свои профессиональные компетенции в контексте непрерывного ускорения жизни и растущей конкуренции. Статистика показывает, что люди, которые продолжают обучаться и развиваться, имеют больше возможностей для карьерного роста и лучшей оплаты труда. Для того чтобы обеспечить высокий уровень образовательного процесса, необходимо формировать и модернизировать научно-учебные учреждения в соответствии с новыми стандартами и тенденциями. Сегодня глобально можно выделить две проблемы, присущие существующим российским институтам: устаревшая инфраструктура и закрытость среды. К первому можно отнести нехватку пространств и неприспособленность помещений для занятий, ко второму – изолированность территории университетов от городского пространства.

В мировой практике можно выделить три типа учреждения в зависимости от его расположения:

  • вне города;
  • в городе, но изолированно от него;
  • интегрированный в город кампус.

Но наиболее перспективной организацией пространства являются инновационно-образовательные кварталы (ИОК). В них объединяются образовательные и научно-исследовательские организации, инновационные компании, а также стартап-центры. Они находятся на одной и той же территории, имеют партнерские взаимоотношения, а также могут работать в и смежных и противоположны отраслях. Соответственно, студентам и сотрудникам удобнее жить поблизости, поэтому в состав ИОК входит также жилая застройка. Также можно выделить открытые общественные пространства, благодаря которым происходит взаимопроникновение ИОК и городского пространства. В основном ИОК возникают вокруг «якорных учреждений», научных институтов или компаний [8]. Яркими примерами такой организации пространства могут быть Научный парк Амстердама, Венский университет экономики и бизнеса WU (Австрия), Университет Наварры (Памплона, Испания) и другие.

 

Научно-исследовательский институт как часть кластера

Научно-исследовательский институт в составе транспортно-логистического кластера – это образовательный комплекс или ИОК (рис. 2), который может быть как филиалом существующего высшего учебного заведения, так и самостоятельной единицей, направленной на подготовку кадров для участников кластера [9]. Такое учреждение будет иметь явную промышленную составляющую, соответственно к нему справедливо применять следующие характерные черты учебно-производственных центров (УПЦ): использование соответствующих объемно-планировочных и инженерных характеристик для всех функциональных промышленных цехов и их определенного взаимного расположения; опытно-производственное пространство располагается на первых этажах и имеет укрупненные шаг и пролет несущих конструкций, увеличенную высоту помещений относительно остальных функциональных зон [1].

Соответственно, в архитектурно-планировочной структуре научно-исследовательского института в составе кластера можно выделить четыре функциональных блока: академический, жилой, общественный и практическо-коммерческий. Последнее – необходимая составляющая в современных инновационно-образовательных пространствах как элемент применения изучаемых навыков на реальных практических заданиях. Академические же пространства будут подразделяться в зависимости от своей специфики: общеобразовательные помещения и промышленные цеха [9].

Таким образом, НИИ и ИОК могут быть расположены в плотной городской застройке, если относятся к кластеру федерального значения, или могут быть расположены на периферии и являться основой для создания научных городков. В случае размещения в городской среде их объекты необходимо включать в туристические маршруты и формировать общественные культурные центры для обычных жителей на территории кампусов. При размещении в отдалении необходимо развивать технологическую составляющую и создавать точки притяжения [9].

На основе вышеописанного был выполнен курсовой проект на тему «Научно-исследовательский кампус как часть научно-образовательного кластера во Владивостоке». Сегодня Владивосток – это один из важных научно-образовательных центров России. Например, активно вкладываются ресурсы в реализацию проекта научного кластера «Русский остров». Курсовой же проект предполагается сделать сначала частью этого образовательного кластера, а в последствии сделать его также участником транспортного кластера Дальнего Востока. Предлагаемая для проекта территория – это небольшая промышленная зона с гаражами и ремонтными мастерскими у северной границы Первореченского района. Она интересна расположением части неэксплуатируемой железнодорожной ветки.

Общая территория в 46 га разделяется: на жилой квартал, где расположены общежития для студентов, апартаменты для преподавателей и отель для приезжих; на квартал с общественными и культурными пространствами, где находятся библиотеки, клубы, спортивные залы, рекреации и т. д.; территорию главного корпуса; территорию учебных промышленных цехов и терминалов, которые служат наглядным практическим учебным пособием. К последним подведена отдельная ж/д ветка, по которой ходит учебный состав. Один из промышленных корпусов – это маленький учебный контейнерный терминал. Поскольку кампус расположен в плотной городской застройке, то для лучшего взаимодействия с городской инфраструктурой территория кампуса максимально открыта городу. Благодаря общинному озеленению, благоустроенной набережной и многочисленным общественным пространствам пространство кампуса доступно каждому жителю. Вся территория кампуса организована вокруг старой железнодорожной ветки, которая используется в проекте для внутреннего общественного транспорта – трамвая-поезда.

Первая система такого типа начала работать 1992 году в Карлсруэ (Германия). Большая часть трассы этой линии (21 км) приходится на железную дорогу, по которой сохранялось движение обычных поездов. Ходящие в Бреттен трамваи могут работать как от трамвайной контактной сети, так и от железнодорожной. В системах, где трамваи ходят по неэлектрифицированным железнодорожным линиям, трамваи имеют дизельный двигатель с электрогенератором.

Таким образом, данный проект НИИ не только расширит научную специализацию ДВФУ, но и станет важным влиятельным участником транспортного кластера Дальнего Востока (рис. 3).

В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что кластеризация транспортно-логистической инфраструктуры не только позволит эффективно модернизировать транспортный сектор, но и будет служить драйвером развития регионов страны. Каждый из участников кластера будет не только стимулировать развитие друг друга, но и оказывать положительное влияние на местную среду. Научно-исследовательский институт второстепенный, но важный участник кластера, который в большей степени может влиять на рост конкурентоспособности территории. Представленная пространственная модель НИИ подходит как для плотной городской застройки, так и для формирования автономных структур.

References

1. Dmitrieva, A. O. Harakternye cherty arhitektury uchebno-proizvodstvennyh centrov / A. O. Dmitrieva // Nauka, obrazovanie i eksperimental'noe proektirovanie: tezisy dokladov mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii, 4-8 aprelya 2022 g. - Moskva : MARHI, 2022. - S. 514-515.

2. Kuleshov, V. D. Obrazovatel'nye centry kak novye tochki aktivnosti v Moskve / V. D. Kudeshov., D. S. Pod'yapol'skiy // Nauka, obrazovanie i eksperimental'noe proektirovanie: tezisy dokladov mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii, 6-10 aprelya 2020 g. T. 1. - Moskva : MARHI, 2022. - S.395-396.

3. Orlov, S. V. Transportnyy klaster kak forma territorial'noy organizacii transportnogo kompleksa / S. V. Orlov // Sovremennye tehnologii. Sistemnyy analiz. Modelirovanie - 2013. - №2 (38). - S. 242-246.

4. Prokof'eva, T. A. Mul'timodal'nye transportno-logisticheskie centry (chast' 1) / T. A. Prokof'eva // V centre ekonomiki. - 2021. - № 2. - S. 10-19. - URL: https://vcec.ru/index.php/vcec/article/view/36 (data obrascheniya: 11.01.2023).

5. Prokof'eva, T. A. Razvitie logisticheskoy infrastruktury kak strategicheskoe napravlenie integracii Rossii v sistemu mezhdunarodnyh transportnyh koridorov / T. A. Prokof'eva // V centre ekonomiki. - 2021. - № 1. - S. 1-10. - URL: https://vcec.ru/index.php/vcec/article/view/31 (data obrascheniya: 11.01.2023).

6. Prokof'eva, T. A. Transportnaya strategiya Rossii i logisticheskiy podhod k ee realizacii / T. A. Prokof'eva // V centre ekonomiki. - 2020. - № 4 - S. 18-27. - URL: https://vcec.ru/index.php/vcec/article/view/25 (data obrascheniya: 11.01.2023).

7. Somko, M. L. Transportno-logisticheskiy klaster: novyy podhod k razvitiyu otrasli / M. L. Somko // Diskussiya. - 2012. - S. 76-80.

8. Universitetskie kampusy i gorod: kooperaciya radi konkurentosposobnosti: Doklad CSR, VEB.RF i universiteta «20.35» ot avgusta 2021 g. // CSR: oficial'nyy sayt. - URL: https://www.csr.ru/upload/iblock/3f0/kbpm276p3tau6knlzdla3d6ozz0fve0e.pdf (data obrascheniya: 11.01.2023).

9. Shibaeva, A. I. Nauchno-uchebnoe uprezhdenie kak chast' transportno-logisticheskogo klastera / A. I. Shibaeva, A. L. Nechaev // Nauka, obrazovanie i eksperimental'noe proektirovanie: tezisy dokladov mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii, 3-7 aprelya 2023 g. T. 1. - Moskva : MARHI, 2023. - S. 528-530.

10. Schewenius, M. Dreams and Seeds: The role of campuses in sustainable urban development / M. Schewenius, P. Keranen, R. al Rawaf (Eds.). - Stockholm Resilience Centre and Helsinki Metropolia University of Applied Sciences, 2017. - ISBN 978-952-328-055-7. - URL: http://su.diva-portal.org/smash/get/diva2:1161366/FULLTEXT02.pdf (data obrascheniya: 11.01.2023).

Login or Create
* Forgot password?