Транспортный каркас в системе градо-экологического регулирования территорий
Секция: ПРАКТИКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются современные транспортно-экологические проблемы градостроительного развития Московской агломерации. Предлагаются решения планировочной организации взаимодействия природно-экологического каркаса и сети легкорельсового транспорта, обеспечивающие на всей территории Московской агломерации комфортную транспортную доступность и комплексное развитие зеленой инфраструктуры.

Ключевые слова:
природно-экологический каркас, транспортно-экологический каркас, легкорельсовый транспорт, зелёная инфраструктура
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Градостроительное регулирование сегодня - не только комплекс мер и регулирующих механизмов, обеспечивающих управляемость развития, поддержания и восстановления городской инфраструктуры. Это также и набор методик, позволяющих наиболее эффективно прогнозировать вектор оптимального развития территорий и реализовывать его на практике. Подобные инструменты остро необходимы, в том числе, для реализации ключевых для страны положений о безопасности, об обеспечении комфортной городской среды и устойчивого развития, обозначенные рядом стратегических документов последних лет [8, 10].

 

Экологизация городского пространства в части внедрения «зеленых решений» в развитие городской транспортной инфраструктуры - важный аспект реализации комфортной и безопасной городской среды. Сегодня автомобильные и железные дороги считаются проблемными линейными объектами транспортной инфраструктуры, которые разделяют на фрагменты природные экосистемы.  Увеличение количества легковых автомобилей негативно влияет на экологическое состояние территорий, расположенных вдоль автодорог [3, 6]. Помимо этого, развитие самого транспортного каркаса, выступающего в качестве связующей город инфраструктуры, обеспечивающей его непосредственную жизнедеятельность, требует применения современных решений, направленных на улучшение экологической обстановки города. Необходимо решить транспортно-экологические проблемы, вызванные негативным воздействием транспортной инфраструктуры на природные ландшафты и озеленённые территории, найти пути и методы компенсации негативных процессов и, в перспективе, трансформировать транспортную инфраструктуру в один из элементов развития градо-экологического комплекса города.

 

Для решения этой задачи необходимо использовать экологичные виды транспорта,  снизить поток автомобильного транспорта вблизи зеленых зон и рекреационных территорий [2]. Необходимо пересмотреть роль транспортной инфраструктуры в городе, определить потенциал внедрения экологических решений в формирование и развитие этой городской системы.

 

В мировой практике непрерывная «зеленая инфраструктура» является инструментом для усиления природно-экологического каркаса города и представляет собой систему связанных в непрерывную сеть зеленых пространств разных типов: от «диких» природных территорий до таких антропогенных ландшафтов как сельскохозяйственные территории пригорода, городские парки, скверы и т.д. [7] с организацией передвижения по ним пешеходов. Создание транспортно-экологического каркаса предполагает формирование системы озелененных территорий на основе связей существующей  транспортной сети с включением их в структуру связей “зелёной инфраструктуры”. Подобная интеграция также предоставляет возможность создания  озелененных общественных пространств в точках пересечения линий общественного транспорта и пешеходных маршрутов [1]. Оптимизация транспортно-пересадочных узлов, масштабирование их показателей и адаптация в качестве элементов единой транспортно-пешеходной инфраструктуры в условиях формировании единого городского пространства - одно из наиболее перспективных направлений развития инфраструктуры городов.

Опираясь на этот опыт, для создания новых "зеленых связей" в Московской агломерации авторами предлагается использовать участки территорий транспортной инфраструктуры. В связи с этим, особого внимания заслуживает  легкорельсовый  транспорт, экологичность делает его перспективным для дальнейшего развития [5]. Формирование современного транспортно-экологического каркаса с использованием этого вида общественного транспорта сможет частично решить транспортные и экологические проблемы Московской агломерации, увеличить как уровень комфорта городских маршрутов, так и связать их с зеленой инфраструктурой города и ближайших пригородов. Для формирования транспортно-экологического каркаса необходимо гармонизировать взаимодействия транспортной сети и природно-экологического каркаса на основе развития сети наземного легкорельсового транспорта в масштабах как города Москва, так и всей Московской агломерации в качестве дублирующей и вспомогательной инфраструктуры.

Разработка подобной системы позволила бы:

1. Создать парковые, туристические и рекреационные линии легкорельсового транспорта, которые свяжут природные ландшафты, расположенные здесь достопримечательности и объекты культурного наследия в городах и вне их на сельских территориях. Будут созданы новые центры притяжения, связанные новой транспортной сетью [4].

2. Организовать новые внутригородские и пригородные линии наземного общественного транспорта. Новая сеть легкорельсового транспорта обеспечит комфортные массовые поездки, свяжет населенные пункты области с Москвой и между собой.  Использование легкорельсового транспорта считается эффективным, так как исключается загрязнение атмосферы, в значительно меньшей степени происходит фрагментация природных ландшафтов [9].

3. Провести озеленение трамвайных путей уже существующих внутригородских линий, чтобы улицы городов стали не только транспортной артерией, но и зеленым коридором. Это поможет соединить природные объекты внутри и вовне городов, положив начало “зеленой инфраструктуре” всей Московской агломерации.

 

Складывание многофункциональной и разнообразной транспортной инфраструктуры, синхронизированной с природными озелененными территориями, обеспечивающей эффективную транспортную доступность общественных центров по озелененным и благоустроенным магистралям - один из способов повышения комфорта и туристической привлекательности транспортной и рекреационной инфраструктуры.

 

Решения по озеленению городов должны быть комплексными - направленными на здоровье и комфортное проживание горожан, помогать удовлетворению потребности людей в свежем воздухе, в отдыхе и способствовать развитию экономики города.  Создание комплексных систем зеленых насаждений в криминогенных и неблагополучных районах и улучшение существующей “зеленой инфраструктуры” способствует экономическому развитию таких территорий, стабилизирует процессы маргинализации и упадка. Развитие “зеленой инфраструктуры” имеет экологический и экономический смысл, поскольку компенсирует снижение привлекательности территорий, выступая в качестве дополнительного фактора обеспечения устойчивости их инвестиционного потенциала. Создание благоустроенных озелененных территорий вместе с обеспечением транспортной, инженерной и социальной инфраструктур позволяет повысить стоимость земли, привлечь более успешные категории населения, что в долгосрочной перспективе позволяет купировать и снижать процессы маргинализации в рамках рассматриваемой территории. Разумеется, успешность подобной политики двояка, так как, в конечном итоге не позволяет решить стратегические проблемы города в целом, временно ликвидируя негативные симптомы. Тем не менее, опыт западных стран показывает, что благоустроенные и безопасные территории, снабженные необходимой для комфортной жизни и экономической деятельности в долгосрочной перспективе показывают большую устойчивость на фоне менее развитых территорий в особенности на фоне постоянно изменяющейся экономической ситуации.

 

Важность устойчивого развития городов требует разработки  систем комплексного  управления зелеными насаждениями и их интеграции в городское управление. Все активнее сегодня появляется запрос на создание комплексной прогнозной модели развития территорий, в т.ч. для оптимизации сложной системы взаимодействий между застроенными и природными  территориями. Многие примеры разработки и внедрения подобных комплексных решений для планирования развития городов и даже систем населенных пунктов строятся на основе подобных прогнозных моделей, будь то разделы мастерпланов в западной практике или применяемая в РФ практика разработки документов о социально-экономическом развитии регионов. Современные технологии сегодня позволили в значительной мере расширить инструментарий стратегического градостроительного планирования систем каркасов, позволив в единой модели учитывать и анализировать широкий спектр показателей, будь то оценка доступности социальных объектов, качество и устойчивость озеленения, специфические данные о застройке, размещение перспективных объектов с учетом их индивидуальных параметров. То есть, практически любой объем информации, отображенной в едином цифровом пространстве и обеспечивающей возможность учета всей совокупности факторов, определяющих вектор разработки стратегической документации в части определения перспектив развития территорий. Благодаря данным методам появилась возможность создать эффективные и универсальные модели управления и развития территорий, с высокой точностью прогнозировать и корректировать их развитие, чтобы достичь оптимальных показателей комфортности городской среды и устойчивого развития города. Так, создание модели, позволяющей регулировать специфику развития отдельных зон, узлов и ядер вновь формируемых или реконструируемых элементов транспортного и природно-экологического каркасов и определять требующиеся мероприятия для ее восстановления и развития, позволит добиться надлежащего уровня комплексности развития пространств, избежать возможных ошибок и сформулировать целостную стратегию пространственного развития как транспортной инфраструктуры, так и уровень ее воздействия на природные территории.

 

Данная практика показывает значительные преимущества системного планирования перед точечным и поместным проектированием, позволяя достигать качественно новых результатов в повышении уровня городской среды. Реализация предлагаемых планировочных и управленческих решений позволит создать связанный транспортно-экологический каркас Московской агломерации и улучшить здесь экологическую ситуацию в долгосрочной перспективе. Выступая в качестве как системообразующей, так и поддерживающей инфраструктуры района, подобная система может стать полезным инструментом повышения плотности транспортной сети там, где это необходимо, обеспечить значительное повышение транспортной доступности природных природных и рекреационных объектов города, добиться усложнения и расширения транспортной сети и пространственной структуры урбанизированных территорий.

Список литературы

1. О стратегическом планировании в Российской Федерации : Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 17.02.2023) // КонсультантПлюс: справочная правовая система. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/fe7140d7cfc6c641ae322fe648d99702d8b2a8f1/ (дата обращения: 10.05.2023).

2. Об утверждении Правил принятия Правительством Российской Федерации решения о комплексном развитии территории и согласования такого решения с субъектом Российской Федерации, в границах которого расположена территория, подлежащая комплексному развитию, и о внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 г. № 1184 // Минстрой России: официальный сайт - URL: https://www.minstroyrf.gov.ru/trades/kompleksnoe-razvitie-territoriy/ (дата обращения: 10.05.2023).

3. Долгосрочная стратегия развития транспортного комплекса Республики Татарстан с позиций устойчивого развития / В. Н. Бугроменко, А. М. Бадалян, Л. П. Рыжова [и др.]. - Москва; Казань: Палитра-принт, 2005. - 174 с.

4. Дьяченко, Е. В. Архитектурно-ландшафтная организация туристических маршрутов (на примере города Москвы): дисс. … канд. архитектуры: 05.23.22 / Дьяченко Евгения Викторовна; Московский архитектур. ин-т. - Москва, 2010. - 150 с.

5. Куцевол, Н. А. Железнодорожный транспорт с точки зрения экологии в сравнении с другими видами транспорта / Н. А. Куцевол, В. С. Соколова // E-Scio. - 2020. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zheleznodorozhnyy-transport-s-tochki-zreniya-ekologii-v-sravnenii-s-drugimi-vidami-transporta/viewer

6. Минин, А. А. Значение и роль природно-экологического каркаса в городах / А. А. Минин // На пути к устойчивому развитию России. - 2015. - № 74. - С. 47-54.

7. Минин, А. А. Транспортно-экологический каркас Москвы / А. А. Минин, С. Д. Опарина, М. И. Титова // Градостроительство. - 2017. - № 2. - С. 35-41. - URL: https://genplanmos.ru/download/transportnoeyekologicheskiy_karkas_moskvy/ (дата обращения: 12.02 2023).

8. Павлова, А. Бензин попал под трамвай. Города переводят транспорт на «зеленое» топливо / Анастасия Павлова // Российская газета. Спецвыпуск: Экология. - №119(8767). - URL: https://rg.ru/2022/06/02/benzin-popal-pod-tramvaj.html (дата обращения: 10.05.2023).

9. Подойницына, Д. С. Зеленая инфраструктура как система озелененных пространств / Д. С. Подойницына // Наука, образование и экспериментальное проектирование в МАРХИ: Тезисы докладов. - Москва: Архитектура-С, 2014. - С. 111-112.

10. Экология крупного города (на примере Москвы): Учеб. пособие для вузов / С. Н. Голубчиков, В. А. Гутников, И. Н. Ильина [и др.]. - Москва: ПАСЬВА, 2001. - 192 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?