Transport frame in the system of urban-ecological regulation of territories
Section: PRACTICE
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article deals with modern transport and environmental problems of urban development of the Moscow agglomeration. It proposes the principles of the planning organization of the interaction between the natural and ecological framework and the light rail transport network, which ensure comfortable transport accessibility and integrated development of green infrastructure throughout the Moscow agglomeration.

Keywords:
natural and ecological framework, transport and ecological framework, light rail transport, green infrastructure
Text
Publication text (PDF): Read Download

Градостроительное регулирование сегодня - не только комплекс мер и регулирующих механизмов, обеспечивающих управляемость развития, поддержания и восстановления городской инфраструктуры. Это также и набор методик, позволяющих наиболее эффективно прогнозировать вектор оптимального развития территорий и реализовывать его на практике. Подобные инструменты остро необходимы, в том числе, для реализации ключевых для страны положений о безопасности, об обеспечении комфортной городской среды и устойчивого развития, обозначенные рядом стратегических документов последних лет [8, 10].

 

Экологизация городского пространства в части внедрения «зеленых решений» в развитие городской транспортной инфраструктуры - важный аспект реализации комфортной и безопасной городской среды. Сегодня автомобильные и железные дороги считаются проблемными линейными объектами транспортной инфраструктуры, которые разделяют на фрагменты природные экосистемы.  Увеличение количества легковых автомобилей негативно влияет на экологическое состояние территорий, расположенных вдоль автодорог [3, 6]. Помимо этого, развитие самого транспортного каркаса, выступающего в качестве связующей город инфраструктуры, обеспечивающей его непосредственную жизнедеятельность, требует применения современных решений, направленных на улучшение экологической обстановки города. Необходимо решить транспортно-экологические проблемы, вызванные негативным воздействием транспортной инфраструктуры на природные ландшафты и озеленённые территории, найти пути и методы компенсации негативных процессов и, в перспективе, трансформировать транспортную инфраструктуру в один из элементов развития градо-экологического комплекса города.

 

Для решения этой задачи необходимо использовать экологичные виды транспорта,  снизить поток автомобильного транспорта вблизи зеленых зон и рекреационных территорий [2]. Необходимо пересмотреть роль транспортной инфраструктуры в городе, определить потенциал внедрения экологических решений в формирование и развитие этой городской системы.

 

В мировой практике непрерывная «зеленая инфраструктура» является инструментом для усиления природно-экологического каркаса города и представляет собой систему связанных в непрерывную сеть зеленых пространств разных типов: от «диких» природных территорий до таких антропогенных ландшафтов как сельскохозяйственные территории пригорода, городские парки, скверы и т.д. [7] с организацией передвижения по ним пешеходов. Создание транспортно-экологического каркаса предполагает формирование системы озелененных территорий на основе связей существующей  транспортной сети с включением их в структуру связей “зелёной инфраструктуры”. Подобная интеграция также предоставляет возможность создания  озелененных общественных пространств в точках пересечения линий общественного транспорта и пешеходных маршрутов [1]. Оптимизация транспортно-пересадочных узлов, масштабирование их показателей и адаптация в качестве элементов единой транспортно-пешеходной инфраструктуры в условиях формировании единого городского пространства - одно из наиболее перспективных направлений развития инфраструктуры городов.

Опираясь на этот опыт, для создания новых "зеленых связей" в Московской агломерации авторами предлагается использовать участки территорий транспортной инфраструктуры. В связи с этим, особого внимания заслуживает  легкорельсовый  транспорт, экологичность делает его перспективным для дальнейшего развития [5]. Формирование современного транспортно-экологического каркаса с использованием этого вида общественного транспорта сможет частично решить транспортные и экологические проблемы Московской агломерации, увеличить как уровень комфорта городских маршрутов, так и связать их с зеленой инфраструктурой города и ближайших пригородов. Для формирования транспортно-экологического каркаса необходимо гармонизировать взаимодействия транспортной сети и природно-экологического каркаса на основе развития сети наземного легкорельсового транспорта в масштабах как города Москва, так и всей Московской агломерации в качестве дублирующей и вспомогательной инфраструктуры.

Разработка подобной системы позволила бы:

1. Создать парковые, туристические и рекреационные линии легкорельсового транспорта, которые свяжут природные ландшафты, расположенные здесь достопримечательности и объекты культурного наследия в городах и вне их на сельских территориях. Будут созданы новые центры притяжения, связанные новой транспортной сетью [4].

2. Организовать новые внутригородские и пригородные линии наземного общественного транспорта. Новая сеть легкорельсового транспорта обеспечит комфортные массовые поездки, свяжет населенные пункты области с Москвой и между собой.  Использование легкорельсового транспорта считается эффективным, так как исключается загрязнение атмосферы, в значительно меньшей степени происходит фрагментация природных ландшафтов [9].

3. Провести озеленение трамвайных путей уже существующих внутригородских линий, чтобы улицы городов стали не только транспортной артерией, но и зеленым коридором. Это поможет соединить природные объекты внутри и вовне городов, положив начало “зеленой инфраструктуре” всей Московской агломерации.

 

Складывание многофункциональной и разнообразной транспортной инфраструктуры, синхронизированной с природными озелененными территориями, обеспечивающей эффективную транспортную доступность общественных центров по озелененным и благоустроенным магистралям - один из способов повышения комфорта и туристической привлекательности транспортной и рекреационной инфраструктуры.

 

Решения по озеленению городов должны быть комплексными - направленными на здоровье и комфортное проживание горожан, помогать удовлетворению потребности людей в свежем воздухе, в отдыхе и способствовать развитию экономики города.  Создание комплексных систем зеленых насаждений в криминогенных и неблагополучных районах и улучшение существующей “зеленой инфраструктуры” способствует экономическому развитию таких территорий, стабилизирует процессы маргинализации и упадка. Развитие “зеленой инфраструктуры” имеет экологический и экономический смысл, поскольку компенсирует снижение привлекательности территорий, выступая в качестве дополнительного фактора обеспечения устойчивости их инвестиционного потенциала. Создание благоустроенных озелененных территорий вместе с обеспечением транспортной, инженерной и социальной инфраструктур позволяет повысить стоимость земли, привлечь более успешные категории населения, что в долгосрочной перспективе позволяет купировать и снижать процессы маргинализации в рамках рассматриваемой территории. Разумеется, успешность подобной политики двояка, так как, в конечном итоге не позволяет решить стратегические проблемы города в целом, временно ликвидируя негативные симптомы. Тем не менее, опыт западных стран показывает, что благоустроенные и безопасные территории, снабженные необходимой для комфортной жизни и экономической деятельности в долгосрочной перспективе показывают большую устойчивость на фоне менее развитых территорий в особенности на фоне постоянно изменяющейся экономической ситуации.

 

Важность устойчивого развития городов требует разработки  систем комплексного  управления зелеными насаждениями и их интеграции в городское управление. Все активнее сегодня появляется запрос на создание комплексной прогнозной модели развития территорий, в т.ч. для оптимизации сложной системы взаимодействий между застроенными и природными  территориями. Многие примеры разработки и внедрения подобных комплексных решений для планирования развития городов и даже систем населенных пунктов строятся на основе подобных прогнозных моделей, будь то разделы мастерпланов в западной практике или применяемая в РФ практика разработки документов о социально-экономическом развитии регионов. Современные технологии сегодня позволили в значительной мере расширить инструментарий стратегического градостроительного планирования систем каркасов, позволив в единой модели учитывать и анализировать широкий спектр показателей, будь то оценка доступности социальных объектов, качество и устойчивость озеленения, специфические данные о застройке, размещение перспективных объектов с учетом их индивидуальных параметров. То есть, практически любой объем информации, отображенной в едином цифровом пространстве и обеспечивающей возможность учета всей совокупности факторов, определяющих вектор разработки стратегической документации в части определения перспектив развития территорий. Благодаря данным методам появилась возможность создать эффективные и универсальные модели управления и развития территорий, с высокой точностью прогнозировать и корректировать их развитие, чтобы достичь оптимальных показателей комфортности городской среды и устойчивого развития города. Так, создание модели, позволяющей регулировать специфику развития отдельных зон, узлов и ядер вновь формируемых или реконструируемых элементов транспортного и природно-экологического каркасов и определять требующиеся мероприятия для ее восстановления и развития, позволит добиться надлежащего уровня комплексности развития пространств, избежать возможных ошибок и сформулировать целостную стратегию пространственного развития как транспортной инфраструктуры, так и уровень ее воздействия на природные территории.

 

Данная практика показывает значительные преимущества системного планирования перед точечным и поместным проектированием, позволяя достигать качественно новых результатов в повышении уровня городской среды. Реализация предлагаемых планировочных и управленческих решений позволит создать связанный транспортно-экологический каркас Московской агломерации и улучшить здесь экологическую ситуацию в долгосрочной перспективе. Выступая в качестве как системообразующей, так и поддерживающей инфраструктуры района, подобная система может стать полезным инструментом повышения плотности транспортной сети там, где это необходимо, обеспечить значительное повышение транспортной доступности природных природных и рекреационных объектов города, добиться усложнения и расширения транспортной сети и пространственной структуры урбанизированных территорий.

References

1. O strategicheskom planirovanii v Rossiyskoy Federacii : Federal'nyy zakon ot 28.06.2014 N 172-FZ (red. ot 17.02.2023) // Konsul'tantPlyus: spravochnaya pravovaya sistema. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/fe7140d7cfc6c641ae322fe648d99702d8b2a8f1/ (data obrascheniya: 10.05.2023).

2. Ob utverzhdenii Pravil prinyatiya Pravitel'stvom Rossiyskoy Federacii resheniya o kompleksnom razvitii territorii i soglasovaniya takogo resheniya s sub'ektom Rossiyskoy Federacii, v granicah kotorogo raspolozhena territoriya, podlezhaschaya kompleksnomu razvitiyu, i o vnesenii izmeneniya v Polozhenie o Pravitel'stvennoy komissii po regional'nomu razvitiyu v Rossiyskoy Federacii: Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 14 iyulya 2021 g. № 1184 // Minstroy Rossii: oficial'nyy sayt - URL: https://www.minstroyrf.gov.ru/trades/kompleksnoe-razvitie-territoriy/ (data obrascheniya: 10.05.2023).

3. Dolgosrochnaya strategiya razvitiya transportnogo kompleksa Respubliki Tatarstan s poziciy ustoychivogo razvitiya / V. N. Bugromenko, A. M. Badalyan, L. P. Ryzhova [i dr.]. - Moskva; Kazan': Palitra-print, 2005. - 174 s.

4. D'yachenko, E. V. Arhitekturno-landshaftnaya organizaciya turisticheskih marshrutov (na primere goroda Moskvy): diss. … kand. arhitektury: 05.23.22 / D'yachenko Evgeniya Viktorovna; Moskovskiy arhitektur. in-t. - Moskva, 2010. - 150 s.

5. Kucevol, N. A. Zheleznodorozhnyy transport s tochki zreniya ekologii v sravnenii s drugimi vidami transporta / N. A. Kucevol, V. S. Sokolova // E-Scio. - 2020. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zheleznodorozhnyy-transport-s-tochki-zreniya-ekologii-v-sravnenii-s-drugimi-vidami-transporta/viewer

6. Minin, A. A. Znachenie i rol' prirodno-ekologicheskogo karkasa v gorodah / A. A. Minin // Na puti k ustoychivomu razvitiyu Rossii. - 2015. - № 74. - S. 47-54.

7. Minin, A. A. Transportno-ekologicheskiy karkas Moskvy / A. A. Minin, S. D. Oparina, M. I. Titova // Gradostroitel'stvo. - 2017. - № 2. - S. 35-41. - URL: https://genplanmos.ru/download/transportnoeyekologicheskiy_karkas_moskvy/ (data obrascheniya: 12.02 2023).

8. Pavlova, A. Benzin popal pod tramvay. Goroda perevodyat transport na «zelenoe» toplivo / Anastasiya Pavlova // Rossiyskaya gazeta. Specvypusk: Ekologiya. - №119(8767). - URL: https://rg.ru/2022/06/02/benzin-popal-pod-tramvaj.html (data obrascheniya: 10.05.2023).

9. Podoynicyna, D. S. Zelenaya infrastruktura kak sistema ozelenennyh prostranstv / D. S. Podoynicyna // Nauka, obrazovanie i eksperimental'noe proektirovanie v MARHI: Tezisy dokladov. - Moskva: Arhitektura-S, 2014. - S. 111-112.

10. Ekologiya krupnogo goroda (na primere Moskvy): Ucheb. posobie dlya vuzov / S. N. Golubchikov, V. A. Gutnikov, I. N. Il'ina [i dr.]. - Moskva: PAS'VA, 2001. - 192 s.

Login or Create
* Forgot password?