Константин Молчанов. Студент Полиграффака ВХУТЕМАСа
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
. В статье рассматривается период обучения во ВХУТЕМАСе - ВХУТЕИНе Константина Молчанова. На основе семейного архива анализируются его ученические работы, которые показывают профессиональную подготовку будущего художника и педагога. Впервые публикуются ранее неизвестные учебные работы.

Ключевые слова:
Молчанов К.М., СГХМ, ВХУТЕМАС, ИПО, Полиграффак
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Автор данной публикации является внуком Константина Михайловича Молчанова (1906–1980). В семье сохранился его большой архив периода учебы во ВХУТЕМАСе и его творческой деятельности. Формирование и становление художника и педагога К. Молчанова представлено автором публикации в монографии, изданной в 2014 году [2].

Родился Константин в Москве 2(15) мая 1906 г. в многодетной семье ремесленника-обувщика, в мастерских которого разрабатывали и производили женскую модельную обувь. В 1918 году он окончил четырехлетний курс обучения во Втором Всехсвятском училище. У него рано проявились художественные способности, он с удовольствием рисовал, лепил животных с натуры, увлекался копированием репродукций картин из Третьяковской галереи. Однажды 12-летним подростком он около дома слепил из снега скульптуру вождя мирового пролетариата Карла Маркса. Это «творение» привело в восторг проходившего мимо фотокорреспондента одной из московских газет. Сделанный им снимок привлек внимание работников народного образования. Его разыскали и устроили вольнослушателем в Первые Свободные Государственные художественные мастерские (СГХМ) осенью 1918 г. Там он проходил обучение в мастерских А.Е. Архипова и А.А. Моргунова. Занятия прервались в июне голодного 1919 г.

В семье сохранились рисунки – чертежи по курсу черчения. На обратной стороне бумаги можно прочитать фрагменты отчета Строгановского училища 1917 г. В связи с этим можно предположить, что работы (которые здесь публикуются впервые) были выполнены в 1918 г. в период учебы в СГХМ (рис. 1 а-в).

Помогая своей семье выжить, Константина забрал к себе его старший брат, служивший в Красной Армии командиром роты охраны бронепоезда. Константина, умевшего играть на домре-приме, зачислили в музыкальную команду и утвердили главным художником особой части. В своих воспоминаниях он рассказывает, какна бортах бронепоезда писал революционные лозунги и рисовал звериные морды наших доморощенных и заокеанских врагов. Летом 1922 г. Главное Политическое управление Красной Армии направило его для продолжения художественного образования во ВХУТЕМАС.

В сентябре 1922 г. он приступает к обучению на Подготовительном испытательном отделении (ИПО) ВХУТЕМАСа, постигая основы профессиональных знаний и культуры художественного творчества в мастерских Н.М. Григорьева, И.И. Машкова. Начало учебы ознаменовалось участием в «Первой русской художественной выставке», организованной Д.П. Штеренбергом в престижной берлинской галерее Van Diemen. Выставка открылась в октябре 1922 г., на ней было представлено 704 экспоната, но в каталог, изданный на немецком языке, вошло всего 594. Под номером 431 значится гравюра на дереве Константина Молчанова.

Основное здание ВХУТЕМАСа помещалось на Рождественке. Вот как рассказывает художник Константин Дорохов, который учился в одной группе с Константином Молчановым, об этом здании в своих воспоминаниях: «Оно состояло из двух разновременных сооружений. Двери, расположенные в длинном полутемном коридоре старого здания, вели в большие аудитории. Здесь размещались персональные мастерские И.Машкова, А.Архипова, Р.Фалька, Д.Кардовского, А.Древина, декоративная и монументальная. О старой Строгановке напоминали лишь ампирная лестница, чудесный актовый зал с бирюзовым потолком, отделанным цветной керамикой, да высокие скамьи с пюпитрами, полукругом расположенные в актовом зале. Из оставшихся образцов эпохи Возрождения лучше всего сохранились копии дверей баптистерия скульптора Лоренцо Гиберти, стоящие в самой большой аудитории, где находилась мастерская Германа Федорова. Целиком и полностью от “строгановских времен” сохранилась библиотека. Хранительницы библиотекикаждого заходящего заставляли показать руки и тут же в случае необходимости указывали на умывальник. Новое здание Вхутемаса, здесь же на Рождественке, примыкает к старому и соединяется особым переходом… Широкая лестница, высокие светлые аудитории. В этом здании разместились на первом этаже скульпторы. На втором этаже – графический факультет. Здесь же находились металфак, керамический факультеты, декораторы и монументалисты» [1, с. 30-31].

Сохранилась серия работ Константина Молчанова по рисунку – натюрморты и натурщицы (рис. 2 а-в).

Поездка студентов отделения в конце марта (по ст. стилю) 1923 г. на экскурсию в Петроград стала для них ярким незабываемым событием. Вот так об этом написал в своих воспоминаниях Константин Михайлович: «Приехали в Петроград 30 марта 1923 г. Ночевали на вокзале. Ночью были на Знаменской площади, осматривали памятник Александру III и любовались Невским проспектом, широким, прямым, с зажженными фонарями, стройно стоящими в два ряда и освещающими витрины магазинов. Движения по Невскому было мало. Трамваи ходили почти пустые, а автомобилей и извозчиков редко увидишь». Студентов поселили в общежитии Академии художеств на 5-й линии Васильевского острова. Побывали в мастерской К.С. Петрова-Водкина. Разбирали понятия «цвет», «линия», «пятно», «композиция». Каждый день ходили в Эрмитаж. Скульптурный факультет Академии художеств вызывает у него критический отзыв: «Интересно отметить, наши скульпторы не имеют представления об обработке металла» [2, с. 13-14].

После окончания ИПО ВХУТЕМАСа, которым в то время заведовал К.Н. Истомин, ставший для него также преподавателем живописи, Константин поступил на графический факультет. Здесь изучались все виды полиграфии, и для студентов открывалась возможность ознакомиться с современным печатным делом. В большом светлом зале располагалась литографская. Существовали хромолитография и линогравюра. Летняя производственная практика позволяла принять участие на всех видах работ в типографии, и студентам приходилось шлифовать камни, резать канифоль, стоять приемщиком у печатной машины. На двухгодичном основном отделении студенты получали общепластическое образование. Теоретический курс композиции читал В.А. Фаворский, в течении трех лет являвшийся ректором ВХУТЕМАСа. «Цвет», «объем», «линия», «пространство», «материал» преподавались как самостоятельные предметы и считались обязательными для всех факультетов. Интересную картину можно было наблюдать, когда в период зачетов с Мясницкой на Рождественку шли утром студенты с заданиями по объему. У каждого в руках громоздкие цилиндры, кубы, порой с самыми причудливым решением, вызывавшие недоумение прохожих. В конце обучения молодые художники приходили к осознанному пониманию законов пластически целостного и функционального построения произведений любого вида искусства. Педагоги ВХУТЕМАСа, маститые профессора, выдающиеся мастера – в том числе Л.А. Бруни, П.Я. Павлинов, Д.Н. Кардовский, И.И. Нивинский, П.В. Митурич, Н.Н. Купреянов, Д.С. Моор, С.В.Герасимов, – оказали огромное влияние на формирование художественных взглядов Молчанова. Константин был одним из активных участников и организаторов общественной жизни и художественной самодеятельности института: бурные диспуты и обсуждения, походы на концерты и выступления В.В. Маяковского, дружившего с вхутемасовцами; популярный джаз-оркестр, студенческий хор «цыган», руководимый Иваном Рахилло – учеником мастерской Р.Р. Фалька, другом Молчанова… Одними из самых забавных исполнителей ролей «цыганок» были Федор Решетников, именовавшийся «Охра тертая», и Константин Молчанов, он же «Костя жженая». А на вечерах во ВХУТЕМАСе публика восторженно принимала танцевальную пару – Костю Молчанова и Сашу Морозова, исполнявших в самодеятельных балетных пачках из бумаги пародию на танец маленьких лебедей и другие «иронические» танцы (особенно в Геленджике, куда молодые художники выезжали на лето). Спортивные состязания были очень популярны у студентов. Константин играл в большой теннис, волейбол, был одним из лучших фигуристов г. Москвы.

По линии общества «Друг детей» он работал в дружине по борьбе с детской беспризорностью вместе с друзьями по ВХУТЕМАСу: Константином Дороховым, Алексеем Лаптевым, Моисеем Хазановым, Николаем Коршуновым.

В 1926 г. Константинпринял участие в «Первой выставке графики», проходившей в Московском доме печати. В 1927 г. он вступил в ОМАХР. В 1929 г. стал членом АХРР и принимал участие в ее выставках.

В 1929 г. Константин Молчанов защищает дипломную работу плакатом «Вступай в колхоз» и серией литографий «За власть Советов». Из диплома публикуем один его рисунок (рис. 4). Диплом Молчанова публиковался в журнале АХРР «Искусство в массы» (1929, №3-4). Опубликован отзыв о его работах: «Молчанов выставил талантливые наброски. Они тематичны, и даже в самом беглом его наброске ясно видна характеризующая тему форма. Отметим также его литографии “За власть Советов” и эскиз “На смерть Ленина”» [3]. А в №5-6 этого журнала от 1929 г. написано: «Нужно отметить интересную попытку Молчанова дать тип плаката для помещения. Развитие наших клубов, создание в них более удобной для культурной работы обстановки ставит вопрос не о кричащем, уличном плакате, а о какой-то другой форме его, такой же крупной и бросающейся вглаза, но более мягкой по цветовым соотношениям и с элементами для близкого рассматривания его. Тов. Молчанов довольно удачно решил эту задачу, и его плакат, безусловно, представляет большой интерес» [4].

Вместе с Константином Молчановым окончили Высший художественно-технический институт его друзья: Николай Соколов, Алексей Лаптев, Борис Суханов, Соломон Бойм, Антонина Ромодановская, Елена Афанасьева, Л.Л. Квитницкий, Илья Кулешов, Евгений Тейс, Михаил Фрам, работы которых находятся во многих музейных и частных собраниях.

Диплом об окончании института Константин Молчанов получил в 1930 г. и входил в жизнь хорошо подготовленным профессионально.

После окончания института, живя и работая на Масловке, он постоянно развивался в творческом направлении и передавал все свои знания как педагог ученикам в МСХШ до последних дней.

Список литературы

1. Дорохов, К. Записки художника / К. Дорохов. - Москва :Советский художник, 1974.

2. Константин Молчанов. Вхутемасовец. Живописец. График. Педагог/сост.: Г. А. Васильева, Т. Е. Волкова, В. В. Молчанов. - Москва : Сканрус, 2014.

3. Коршунов, Н. Графическое искусство / Н. Коршунов //Искусство в массы. - 1929. - №3-4. - С. 24-25.

4. Энк. Выставка дипломных работ Полиграффака ВХУТЕИНа / Энк // Искусство в массы. - 1929. - №5-6. - С. 41-43.

Войти или Создать
* Забыли пароль?