Konstantin Molchanov. A student of the Polygraffak VKhUTEMAS
Section: EDUCATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The period of study in the VKhUTEMAS - VKhUTEIN of Konstantin Molchanov is consideredin the article. On the basis of the family archive, his student works are analyzed, which show the professional training of the future artist and teacher. Previously unknown educational works are published for the first time.

Keywords:
Molchanov K.M., SGHM, VKHUTEMAS, AND PO, Polygraffak
Text
Publication text (PDF): Read Download

Автор данной публикации является внуком Константина Михайловича Молчанова (1906–1980). В семье сохранился его большой архив периода учебы во ВХУТЕМАСе и его творческой деятельности. Формирование и становление художника и педагога К. Молчанова представлено автором публикации в монографии, изданной в 2014 году [2].

Родился Константин в Москве 2(15) мая 1906 г. в многодетной семье ремесленника-обувщика, в мастерских которого разрабатывали и производили женскую модельную обувь. В 1918 году он окончил четырехлетний курс обучения во Втором Всехсвятском училище. У него рано проявились художественные способности, он с удовольствием рисовал, лепил животных с натуры, увлекался копированием репродукций картин из Третьяковской галереи. Однажды 12-летним подростком он около дома слепил из снега скульптуру вождя мирового пролетариата Карла Маркса. Это «творение» привело в восторг проходившего мимо фотокорреспондента одной из московских газет. Сделанный им снимок привлек внимание работников народного образования. Его разыскали и устроили вольнослушателем в Первые Свободные Государственные художественные мастерские (СГХМ) осенью 1918 г. Там он проходил обучение в мастерских А.Е. Архипова и А.А. Моргунова. Занятия прервались в июне голодного 1919 г.

В семье сохранились рисунки – чертежи по курсу черчения. На обратной стороне бумаги можно прочитать фрагменты отчета Строгановского училища 1917 г. В связи с этим можно предположить, что работы (которые здесь публикуются впервые) были выполнены в 1918 г. в период учебы в СГХМ (рис. 1 а-в).

Помогая своей семье выжить, Константина забрал к себе его старший брат, служивший в Красной Армии командиром роты охраны бронепоезда. Константина, умевшего играть на домре-приме, зачислили в музыкальную команду и утвердили главным художником особой части. В своих воспоминаниях он рассказывает, какна бортах бронепоезда писал революционные лозунги и рисовал звериные морды наших доморощенных и заокеанских врагов. Летом 1922 г. Главное Политическое управление Красной Армии направило его для продолжения художественного образования во ВХУТЕМАС.

В сентябре 1922 г. он приступает к обучению на Подготовительном испытательном отделении (ИПО) ВХУТЕМАСа, постигая основы профессиональных знаний и культуры художественного творчества в мастерских Н.М. Григорьева, И.И. Машкова. Начало учебы ознаменовалось участием в «Первой русской художественной выставке», организованной Д.П. Штеренбергом в престижной берлинской галерее Van Diemen. Выставка открылась в октябре 1922 г., на ней было представлено 704 экспоната, но в каталог, изданный на немецком языке, вошло всего 594. Под номером 431 значится гравюра на дереве Константина Молчанова.

Основное здание ВХУТЕМАСа помещалось на Рождественке. Вот как рассказывает художник Константин Дорохов, который учился в одной группе с Константином Молчановым, об этом здании в своих воспоминаниях: «Оно состояло из двух разновременных сооружений. Двери, расположенные в длинном полутемном коридоре старого здания, вели в большие аудитории. Здесь размещались персональные мастерские И.Машкова, А.Архипова, Р.Фалька, Д.Кардовского, А.Древина, декоративная и монументальная. О старой Строгановке напоминали лишь ампирная лестница, чудесный актовый зал с бирюзовым потолком, отделанным цветной керамикой, да высокие скамьи с пюпитрами, полукругом расположенные в актовом зале. Из оставшихся образцов эпохи Возрождения лучше всего сохранились копии дверей баптистерия скульптора Лоренцо Гиберти, стоящие в самой большой аудитории, где находилась мастерская Германа Федорова. Целиком и полностью от “строгановских времен” сохранилась библиотека. Хранительницы библиотекикаждого заходящего заставляли показать руки и тут же в случае необходимости указывали на умывальник. Новое здание Вхутемаса, здесь же на Рождественке, примыкает к старому и соединяется особым переходом… Широкая лестница, высокие светлые аудитории. В этом здании разместились на первом этаже скульпторы. На втором этаже – графический факультет. Здесь же находились металфак, керамический факультеты, декораторы и монументалисты» [1, с. 30-31].

Сохранилась серия работ Константина Молчанова по рисунку – натюрморты и натурщицы (рис. 2 а-в).

Поездка студентов отделения в конце марта (по ст. стилю) 1923 г. на экскурсию в Петроград стала для них ярким незабываемым событием. Вот так об этом написал в своих воспоминаниях Константин Михайлович: «Приехали в Петроград 30 марта 1923 г. Ночевали на вокзале. Ночью были на Знаменской площади, осматривали памятник Александру III и любовались Невским проспектом, широким, прямым, с зажженными фонарями, стройно стоящими в два ряда и освещающими витрины магазинов. Движения по Невскому было мало. Трамваи ходили почти пустые, а автомобилей и извозчиков редко увидишь». Студентов поселили в общежитии Академии художеств на 5-й линии Васильевского острова. Побывали в мастерской К.С. Петрова-Водкина. Разбирали понятия «цвет», «линия», «пятно», «композиция». Каждый день ходили в Эрмитаж. Скульптурный факультет Академии художеств вызывает у него критический отзыв: «Интересно отметить, наши скульпторы не имеют представления об обработке металла» [2, с. 13-14].

После окончания ИПО ВХУТЕМАСа, которым в то время заведовал К.Н. Истомин, ставший для него также преподавателем живописи, Константин поступил на графический факультет. Здесь изучались все виды полиграфии, и для студентов открывалась возможность ознакомиться с современным печатным делом. В большом светлом зале располагалась литографская. Существовали хромолитография и линогравюра. Летняя производственная практика позволяла принять участие на всех видах работ в типографии, и студентам приходилось шлифовать камни, резать канифоль, стоять приемщиком у печатной машины. На двухгодичном основном отделении студенты получали общепластическое образование. Теоретический курс композиции читал В.А. Фаворский, в течении трех лет являвшийся ректором ВХУТЕМАСа. «Цвет», «объем», «линия», «пространство», «материал» преподавались как самостоятельные предметы и считались обязательными для всех факультетов. Интересную картину можно было наблюдать, когда в период зачетов с Мясницкой на Рождественку шли утром студенты с заданиями по объему. У каждого в руках громоздкие цилиндры, кубы, порой с самыми причудливым решением, вызывавшие недоумение прохожих. В конце обучения молодые художники приходили к осознанному пониманию законов пластически целостного и функционального построения произведений любого вида искусства. Педагоги ВХУТЕМАСа, маститые профессора, выдающиеся мастера – в том числе Л.А. Бруни, П.Я. Павлинов, Д.Н. Кардовский, И.И. Нивинский, П.В. Митурич, Н.Н. Купреянов, Д.С. Моор, С.В.Герасимов, – оказали огромное влияние на формирование художественных взглядов Молчанова. Константин был одним из активных участников и организаторов общественной жизни и художественной самодеятельности института: бурные диспуты и обсуждения, походы на концерты и выступления В.В. Маяковского, дружившего с вхутемасовцами; популярный джаз-оркестр, студенческий хор «цыган», руководимый Иваном Рахилло – учеником мастерской Р.Р. Фалька, другом Молчанова… Одними из самых забавных исполнителей ролей «цыганок» были Федор Решетников, именовавшийся «Охра тертая», и Константин Молчанов, он же «Костя жженая». А на вечерах во ВХУТЕМАСе публика восторженно принимала танцевальную пару – Костю Молчанова и Сашу Морозова, исполнявших в самодеятельных балетных пачках из бумаги пародию на танец маленьких лебедей и другие «иронические» танцы (особенно в Геленджике, куда молодые художники выезжали на лето). Спортивные состязания были очень популярны у студентов. Константин играл в большой теннис, волейбол, был одним из лучших фигуристов г. Москвы.

По линии общества «Друг детей» он работал в дружине по борьбе с детской беспризорностью вместе с друзьями по ВХУТЕМАСу: Константином Дороховым, Алексеем Лаптевым, Моисеем Хазановым, Николаем Коршуновым.

В 1926 г. Константинпринял участие в «Первой выставке графики», проходившей в Московском доме печати. В 1927 г. он вступил в ОМАХР. В 1929 г. стал членом АХРР и принимал участие в ее выставках.

В 1929 г. Константин Молчанов защищает дипломную работу плакатом «Вступай в колхоз» и серией литографий «За власть Советов». Из диплома публикуем один его рисунок (рис. 4). Диплом Молчанова публиковался в журнале АХРР «Искусство в массы» (1929, №3-4). Опубликован отзыв о его работах: «Молчанов выставил талантливые наброски. Они тематичны, и даже в самом беглом его наброске ясно видна характеризующая тему форма. Отметим также его литографии “За власть Советов” и эскиз “На смерть Ленина”» [3]. А в №5-6 этого журнала от 1929 г. написано: «Нужно отметить интересную попытку Молчанова дать тип плаката для помещения. Развитие наших клубов, создание в них более удобной для культурной работы обстановки ставит вопрос не о кричащем, уличном плакате, а о какой-то другой форме его, такой же крупной и бросающейся вглаза, но более мягкой по цветовым соотношениям и с элементами для близкого рассматривания его. Тов. Молчанов довольно удачно решил эту задачу, и его плакат, безусловно, представляет большой интерес» [4].

Вместе с Константином Молчановым окончили Высший художественно-технический институт его друзья: Николай Соколов, Алексей Лаптев, Борис Суханов, Соломон Бойм, Антонина Ромодановская, Елена Афанасьева, Л.Л. Квитницкий, Илья Кулешов, Евгений Тейс, Михаил Фрам, работы которых находятся во многих музейных и частных собраниях.

Диплом об окончании института Константин Молчанов получил в 1930 г. и входил в жизнь хорошо подготовленным профессионально.

После окончания института, живя и работая на Масловке, он постоянно развивался в творческом направлении и передавал все свои знания как педагог ученикам в МСХШ до последних дней.

References

1. Dorohov, K. Zapiski hudozhnika / K. Dorohov. - Moskva :Sovetskiy hudozhnik, 1974.

2. Konstantin Molchanov. Vhutemasovec. Zhivopisec. Grafik. Pedagog/sost.: G. A. Vasil'eva, T. E. Volkova, V. V. Molchanov. - Moskva : Skanrus, 2014.

3. Korshunov, N. Graficheskoe iskusstvo / N. Korshunov //Iskusstvo v massy. - 1929. - №3-4. - S. 24-25.

4. Enk. Vystavka diplomnyh rabot Poligraffaka VHUTEINa / Enk // Iskusstvo v massy. - 1929. - №5-6. - S. 41-43.

Login or Create
* Forgot password?