Особенности формирования градостроительной инфраструктуры туризма в условиях Крайнего Севера (на примере Республики Саха (Якутия)
Секция: ПРАКТИКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Якутия является крупнейшим регионом с огромным количеством рекреационных территорий, природных заповедников и уникальных национальных культур. Организация туризма осложняется сезонной транспортной логистикой, недостатком инфраструктуры туризма и климатом, экстремально-низкими температурами. В работе рассматривается вопрос формирования инфраструктуры туризма в рамках кластеризации территорий, с учетом особенностей Якутии.

Ключевые слова:
Якутия, улусы, градостроительство, туризм, туристический кластер, маршруты, природные достопримечательности
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Республика Саха (Якутия) расположена в северной части страны и входит в административные границы Дальнего Востока Российской Федерации. Климатические особенности обусловлены долгой зимой и коротким летом, граница республики расположена в зоне вечной мерзлоты и климатическое зонирование подразделяется на три зоны: арктический пояс, субарктический пояс и умеренный пояс климатических условий. Гидрография региона является наиболее богатой, в отличие от других административных субъектов страны. Якутию разделяет река Лена, берущая начало у Байкальского хребта. Для коренных народов и сформировавшихся поселений река является символическим и сакральным объектом. Также Лена представляет собой один из основных транспортных коридоров в зависимости от сезона (зимой облегчает передвижение и связь между муниципальными районами Якутии – улусами). В зимнее время температура опускается до -71° C, когда как в летнее время достигает + 38 ° C. В Арктических регионах наблюдается сезонное явление – полярные ночи, когда в зимний период в дневное время суток солнце не появляется из-за горизонта.

Исторически Якутию населяли эвены, эвенки, юкагиры, долганы и чукчи. Чуть позже народ якутов заселил аласы – плоскодонные долины овальной формы диаметром до нескольких километров и глубиной до 30 м. Традиционный уклад жизни якутов сформировался в подобных долинах. Позже территория была открыта экспедициями казаков, и в состав Российского государства Якутия вошла в 1632 году.

Якутия располагает множеством природных ресурсов, и в советское время здесь активно велось расселение исключительно для решения промышленных и торговых задач. Для России высокоширотные районы Севера и Арктики всегда представляли особое стратегическое значение – как пространственный ресурс, сырьевая база страны, а также как область важнейших межконтинентальных транспортных коридоров [6]. Сегодня Республика Саха (Якутия) является алмазным краем страны, с множеством уникальных культур, богатыми природными достопримечательностями. Всё это обуславливает туристический потенциал региона, и местный бизнес сравнительно недавно занялся вопросом организации услуг туризма и отдыха. В процессе разработки государственных программ и инвестиционных предложений поднимаются вопросы транспортной ситуации, дислокации объектов отдыха и обслуживания туристической аудитории. Предлагается пространственная организация рекреационно-туристической системы в арктических районах Якутии, которая представляет собой систему туристических зон на основе точек притяжения, выявленных в процессе комплексного анализа территорий.

В Якутии 36 муниципальных округов – улусов, каждый улус отличается ландшафтными особенностями, наличием особо охраняемых природных территорий и культурой коренных жителей. Расположение инфраструктуры туризма хаотичное, точки притяжения находятся только в центральной части региона (в основном это южные улусы и территории, граничащие с Якутском, столицей Якутии). Якутск – самый крупный из городов, расположенных в зоне многолетней мерзлоты, его площадь 122 км². Основан казаками в 1632 году как Ленский острог. В 1708 году получил статус города Якутский, позже – Якутск.

Климат в городе резко континентальный. Среднегодовая температура воздуха – минус 8,8 °C с относительно маленьким уровнем влажности. Зима в Якутске долгая и суровая, длится она 7 месяцев – с октября по апрель. Практически каждую зиму температура падает до −60 °C. Лето в городе короткое и очень жаркое. Ощущаемая температура может достигать +50 °C. В зимнее время световой день длится всего 3 часа, тогда как летом солнце почти не садится даже ночью.

На территории города имеется множество пойменных озёр и стариц, крупнейшими из которых являются Белое, Сайсары, Тёплое, Талое, Хатынг-Юрях, Сергелях. Через весь Якутск проходил водный канал.

В 1970–80-х годах был построен шлюз-регулятор, обеспечивающий проточной водой городские озера. Затем в 90-х годах в соседнем селе была построена насосная станция, от которой вода запускалась в городские озера. Однако позже она перестала работать. С тех пор вода перестала поступать, а стоячая начала быстро загнивать и забиваться мусором.

Такими водные ресурсы Якутска и оставались до тех пор, пока в 2011 году не началась масштабная работа по очистке водоемов, дноуглублению и восстановлению проточности канала. И лишь в 2014 году удалось полностью восстановить проточность водного канала.

В настоящее время большая его часть не благоустроена и находится в неудовлетворительном состоянии.

Дальнейшее ухудшение состояния водных ресурсов города может привести к нарушению природного гидрохимического и гидробиологического режима [5]. Из-за плачевного состояния водного канала остро стоит проблема с высокой температурой воздуха летом. Также проблемой является загрязнение близлежащей от водоемов почвы. От состояния городского канала зависит климат, влагосодержание и засоленность почвы, биологическое разнообразие городских озер и др.

Немного городов России могут похвастаться наличием водного канала прямо посреди города. Якутску с этим повезло, но совсем не повезло с его благоустройством и инфраструктурой [4]. На сегодняшний день водоемы города уже используются как общественные пространства, но все проекты хаотичные, без единого дизайн-кода и концепции. Единое системное благоустройство городского канала может решить не только экологические, но и социальные проблемы Якутска.

В городе отмечается нехватка общественных пространств, где жители могли бы проводить свой досуг, и водный канал мог бы решить эту проблему. Отличным решением было бы рассматривать городские каналы как рекреационные зоны для взаимодействия людей. Следует развивать прогулочные зоны вдоль водоемов, попутно решая пешеходно-транспортные вопросы. Необходимо разработать систему рекреационных зон на водном канале Якутска и решить вопросы качества воды в водоемах, влажности воздуха, засоленности почв.

На территории города инфраструктура туризма развита: действуют три крупных гостиницы, два региональных музея, пять городских площадей и один парк культуры и отдыха. Город в целом богат достопримечательностями, но несмотря на это его облик и благоустройство уступают по качеству центральным городам России. Не решены вопросы с озеленением, системой пешеходных и велосипедных маршрутов, отсутствуют места для отдыха населения и рекреационных зон для гостей и жителей города. Наличие организованных пешеходных зон набережных и в целом территорий рекреаций с существующими объектами туризма могут сформировать единый кластер, ядром которого является сам город, а достопримечательности могут действовать как центры второго класса, к которым будут проложены подъезды, обустроены зоны отдыха и разработки архитектурные решения для формирования архитектурного облика улично-дорожной сети и отдельных объектов.

Город Якутск граничит с Хангаласским улусом, также расположенным у реки Лена. Административным центром улуса является город Покровск. На территории района находятся две особо охраняемые природные территории: объект Всемирного наследия «Природный парк Ленские Столбы», расположенный на правом берегу Лены, и участок природного парка Синские Столбы, на левом берегу. Природные памятники являются результатом сложенных карбонатных пород. Это говорит о том, что на месте современной Якутии было дно доисторического моря. Ежегодно местное население и гости республики посещают улус, и поток туристов составляет около двухсот тысяч человек [3].

Для удобства обслуживания гостей в улусе действуют несколько баз отдыха, открыт национальных зоопарк и действует питомник лесных бизонов (данные животные являются современниками вымерших мамонтов и занесены в Красную книгу).

Ленские столбы расположены в 160 километрах от Якутска. Основной вид транспорта – речные теплоходы и катера, в зимнее время возможно передвижение по реке на автотранспорте и использование малой авиации. На территории организован причал для речного транспорта, пункт приема гостей, несколько летних гостевых домиков, навесы и сакральная зона, где шаманы проводят ритуал очищения и благословения природы, гости поднимаются на вершину по лестнице.

Синские столбы возможно только обозреть с речного судна, на территории природного памятника организованы ежегодные сплавы и маршруты.

В Якутии ярко выраженная сезонная транспортная логистика. Использование малой авиации началось в 2023 году, и данный метод успешно себя оправдал. В улусе предлагается разработать природно-рекреационный кластер. На реке Ботума ведется строительство гостиничного комплекса, на сегодняшний день действует гостиница и кемпинговые дома. Данный объект следуют принять за ядро кластера. Базы отдыха являются объектами отдыха в основном местного населения и в кластере выполняют роль центров второго класса. Зрелищные объекты – зоопарк, зона национального праздника Ысыах, бизонарий – можно принять за центры третьего класса.

Хангаласский улус граничит с Олекминским улусом. Данный район находится в южной части Республики Саха и является ее границей с Иркутской областью и Забайкальским краем. Район известен развитым сельским хозяйством, производством фирменного сыра и добычей полезных ископаемых. Однако немногие знают о природных достопримечательностях данного края. Кроме тукулан (песчаных дюн, с одной стороны которых протекает река, с другой – произрастает тайга), улус обладает уникальным природным ландшафтом. Здесь сохранилась первозданная экосистема, и территория является заповедником. Также на берегу реки Олекма найдена наскальная роспись древних людей. Главной проблемой для посещения этих достопримечательностей является труднодоступная местность – транспортная связь не налажена для стабильного туристического потока [6].

Центр района город Олекминск начинает свою историю с 1635 года и является главным транспортным узлом улуса. Автомобильный путь существует только в зимнее время по льду замерзшей реки Лена, поэтому основной маршрут – авиасообщение с городами Якутск и Иркутск. Пассажиропоток аэропорта составляет в среднем более тридцати тысяч пассажиров в год и увеличивается умеренными темпами, а в масштабах Якутии Олекминск пользуется широким спросом среди направлений внутри республики.

Другим популярным маршрутом является туристический круиз по реке Лена на теплоходах, осуществляющих путешествие к знаменитым Ленским столбам. Одной из остановок маршрута является город Олекминск.

Исходя из вышеизложенных данных, предлагается выделить город в качестве основного ядра туристического кластера. Для повышения привлекательности района как туристического объекта и обеспечения слаженной инфраструктуры требуется полное обновление аэропорта и речного порта. Проектом для раннего этапа предложено обновление фасада аэропорта, обслуживающего основной туристический поток.

Как было упомянуто ранее, труднодоступность является проблемой для развития туризма в районе. Она обуславливается такими факторами, как бездорожье на глеевых почвах (водно-болотная почва, насыщенная грунтовыми водами и глинистыми породами), отсутствие автодорожных мостов через многочисленные реки и сложный ландшафт в виде горной тайги и холмистого рельефа местности. Проектом были предложены основные природные достопримечательности как промежуточные центры туристического кластера, транспортная сеть которого решается с использованием различного вида транспорта: автомобильного, водного и малой авиации. Перевалочными пунктами станут автономные туристические базы для комфортного размещения туристов и развития местного бизнеса.

Одним из основных положительных эффектов реализации данного проекта станет развитие туризма в Республике Саха, следовательно и в Российской Федерации в целом, что отвечает задачам, поставленными Стратегией развития туризма в Российской Федерации до 2035 года [2]. В Стратегии среди приоритетных территорий обозначен Дальневосточный федеральный округ, значительную часть которого составляет Якутия. Также из возможностей проекта можно выделить выстраивание инфраструктуры не только местного, но и регионального значения, повышение экономической эффективности района и привлечение инвестиций, что будет способствовать улучшению уровня жизни местного населения.

Список литературы

1. Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 года N 2129-р / Кодекс: электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - URL: https://docs.cntd.ru/document/561260503

2. О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Развитие креативной экономики и туризма в Республике Саха (Якутия) на 2018-2022 годы”: Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2017 года N 2279/ / Кодекс: электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - URL: https://docs.cntd.ru/document/446605805

3. Алексеев, В. В. Некоторые аспекты проблемы развития туризма в Республике Саха (Якутия) / В. В. Алексеев. - Якутск : Российское предпринимательство, 2008.

4. Радченко, Н. Н. Исторические особенности формирования городской среды Якутска / Н. Н. Радченко // Меридиан. - 2019. - № 2. - С. 27-29.

5. Старостина, А. А. Градостроительный анализ благоустройства водоемов Якутска / А. А. Старостина, Н. К. Гаврильева // Инновации и инвестиции. - 2020. - № 9. - С. 221-225.

6. Шубенков, М. В. В поиске градостроительных принципов развития северных поселений / М. В. Шубенков, О. М. Благодетелева // Градостроительство. - 2015. - № 3 (37). - С. 76-81.

Войти или Создать
* Забыли пароль?