Аспекты формирования архитектуры транспортно-логистических центров на внутренних водных путях Российской Федерации
Секция: ПРАКТИКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Основополагающей отраслью на сегодняшний день является транспортная. Рост национальной экономики, повышение эффективности транспортных услуг можно достичь путем развития внутреннего водного транспорта, который обладает высокой энергоэффективностью, экологичностью и безопасностью, а также позволит разгрузить основные наземные магистрали. Формирование транспортно-логистических центров на внутренних водных путях является импульсом развития индустрии. Объектом исследования является система речных портов как транспортно-логистических центров, входящих в состав воднотранспортной системы Российской Федерации. Предмет исследования – аспекты формирования архитектуры речных портов как транспортно-логистических центров.

Ключевые слова:
внутренние водные пути, транспорт, транспортно-логистические центры
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Для России особое значение имеют речные пути. Они являются важными транспортными артериями не только для перевозок пассажиров, но и для транспортировки промышленных грузов. Основополагающей отраслью на период до 2030 года является транспортная. Это связано с несколькими факторами:

  • Во-первых, Россия имеет огромную водную территорию, которая простирается от Балтийского моря на западе до Тихого океана на востоке.
  • Во-вторых, многие крупные города и промышленные центры страны расположены вдоль рек и каналов, что делает внутренний водный транспорт эффективным и экономичным решением для перевозки грузов и пассажиров.
  • В-третьих, водный транспорт является экологически чистым видом транспорта, что особенно важно в современном мире с его повышенным вниманием к охране окружающей среды.
  • В-четвертых, внутренний водный транспорт России имеет большой потенциал для совершенствования и развития, особенно в связи с увеличением грузоперевозок на территории страны.

Согласно Стратегии развития внутреннего водного транспорта (далее – ВВТ) Российской Федерации на период до 2030 года прогнозируется увеличение экспорта услуг, а также повышение их эффективности, осуществление потенциала транзитных путей, рост национальной экономики и повышение конкурентоспособности. Внутренний водный транспорт является одним из самых дешевых и эффективных видов транспорта для перевозки различных грузов. Он позволяет перевозить большие грузовые объемы на дальние расстояния по всей территории государства, а также связывает Россию с другими странами. Стратегически значимая задача в сфере грузоперевозок – перераспределение потоков транспортировок с наземных и воздушных видов транспорта на внутренний водный. Кроме того, важную роль имеет и обеспечение устойчивого функционирования транспортной системы страны путем расширения географии транспортных потоков.

На сегодняшний день протяженность эксплуатируемых внутренних водных путей составляет 101,7 тысяч км [1, с. 2]. Несмотря на то, что внутренний водный транспорт характеризуется высокими показателями энергоэффективности, экономичности, безопасности и надежности, в России на его долю приходится до 1,5 процента общего объема перевозок грузов. В то время как в Нидерландах – 34 процента, во Франции – 10 процентов, 1:6:190 [1, с. 3]. Положительной характеристикой ВВТ является отсутствие перегрузок и низкие уровни техногенных выбросов, что оказывает благоприятное воздействие в борьбе с климатическими изменениями.

Одной из основных проблем внутреннего водного транспорта России является устаревшая инфраструктура. Многие речные порты и гидротехнические сооружения нуждаются в капитальном ремонте и реконструкции. Кроме того, согласно транспортной стратегии развития, необходимо строить новые каналы и шлюзы для обеспечения бесперебойного трафика судов. Препятствует судоходству и низкий уровень воды на реках в засушливые годы.

Несмотря на эти проблемы, внутренний водный транспорт России остается одним из важнейших видов перевозок грузов и пассажиров. Благодаря ему на судах перевозят множество различных товаров, таких как зерно, нефть, металлы, лес, полезные ископаемые. Для улучшения положения судоходства приняты меры по модернизации инфраструктуры и развитию транспортной логистики на водных путях.

Анализ, проведенный в ходе магистерской диссертации, выявил, что северные и восточные территории России наиболее нуждаются в развитии речного транспорта, несмотря на короткий навигационный период (рис. 1). Решение проблемы транспортировок в зимнее время года является необходимым [4, с. 11]. В то время как пути «река – море» доступны к транспортировкам круглый год, маршруты «река – река» промерзают от 3 до 8 месяцев в году. В ответ на сезонность существует возможность применения ледоколов на реках России, а также внедрение судов смешанного плавания, которые могут осуществлять навигацию и в зимнее время, что продлевает период транспортировки грузов. В обоих случаях решения этой актуальной задачи есть свои особенности, поэтому в северных и восточных районах страны особенно эффективен системный комплексный подход. В основе такого подхода лежит анализ транспортной сети региона в целом, а также типов и технологии грузоперевозок внутри него. При помощи модернизации системы внутреннего водного транспорта появится возможность учесть такие факторы, как ледовой режим, глубины, течение, типология грузов, технологии работы портов, что в результате определит оптимальные схемы. Благоприятными факторами внедрения комбинированных перевозок с участием речного транспорта являются: улучшение экологии, увеличение объемов перевозок через речные порты страны, увеличение скорости и расширение географии доставки грузов [4, с. 15].

Индикаторами оценки развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации являются: создание сбалансированного развития транспортной системы, обеспечение ее надежности, техническое состояние инфраструктуры, а также наличие резервов для развития (рис. 2). Использование потенциала внутренних водных путей страны снизит загруженность наземного транспорта, послужит трамплином к развитию производственных отраслей и, кроме того, решит массу гидрологических проблем территорий, удаленных от центральных районов.

К индикаторам относятся:

  • протяженность внутренних водных путей (общая протяженность водных путей, используемых для перевозок грузов);
  • грузооборот по внутренним водным путям (показатель объема грузов, перевезенных по внутренним водным путям за определенный период времени);
  • доля протяженности внутренних водных путей с ограничением пропускной способности на Единой глубоководной системе Европейской части Российской Федерации;
  • среднесуточное количество проходящих судов (количество судов, проходящих каждый день по внутренним водным путям);
  • загрузка гидротехнических сооружений (показатель использования гидротехнических сооружений общегосударственного значения, таких как гидроэлектростанции, плотины, шлюзы, причалы, порты);
  • уровень тарифов на перевозки грузов и уровень инвестиций в развитие внутреннего водного транспорта, объем финансирования, направляемого на развитие инфраструктуры.

Развитие сети транспортно-логистических центров даст возможность реализации проектов, направленных на развитие индустрии по всей территории Российской Федерации. Транспортно-логистические центры (далее – ТЛЦ), исходя из магистерского исследования, – это монофункциональные объекты транспортного назначения, включающие в себя складскую деятельность, координирование взаимодействия нескольких видов транспорта, в том числе и речного. Функционально ТЛЦ обеспечивает инфраструктуру сообщений таких видов перевозок, как контейнерные и грузовые. Цикл процессов внутри ТЛЦ включает в себя технологические процессы, связанные с транспортировкой грузов, а также перегрузку, сортировку и их комплектацию, хранение и таможенные процессы [6, с. 10].

ТЛЦ сооружают в узлах транспортной сети, где пересекаются основные магистрали. Размещение происходит с учетом доступности и обеспеченности центра транспортно-экспедиционным и логистическим сервисным обслуживанием [6, с. 19].

Так, сеть внутренних водных путей при помощи создания транспортно-логистических центров имеет потенциал развития и особую важность для всей транспортной отрасли Российской Федерации.

Побудительными мотивами для развития внутреннего водного транспорта страны путем проектирования транспортно-логистических центров служат:

  • снижение нагрузки на транспортную систему путем создания условий для перемещения части грузопотоков с наземных видов транспорта на речной;
  • восстановление производственного потенциала регионов и всей страны;
  • обеспечение грузоперевозками труднодоступных регионов [3, с. 819].

Одной из основных задач, согласно транспортной стратегии РФ до 2030 года, будет развитие и усовершенствование транспортно-логистической инфраструктуры, что включает в себя такие аспекты, как:

  • развитие транспортных сетей, обеспечивающих доставку грузов по внутренним водным путям при помощи речного транспорта;
  • создание терминалов, расположенных в крупных транспортно-перегрузочных узлах на базе реконструированных речных портов;
  • модернизация, развитие и реконструкция существующих речных портов путем оснащения их современным оборудованием для обработки грузов требуемых видов и габаритов, а также создание новых комплексов;
  • улучшение взаимодействия различных видов транспорта, включая создание условий для быстрой и безопасной перевалки грузов с кораблей на автотранспорт и железнодорожный транспорт;
  • разработка и внедрение современных технологий на речном транспорте, таких как автоматизация судов, применение средств информационных технологий для оптимизации маршрутов и улучшения безопасности перевозок, а также внедрение экологически чистых технологических решений;
  • создание транспортных центров, обеспечивающих мультимодальные перевозки.

Развитие внутреннего водного транспорта Российской Федерации позволит решить ряд задач:

  • положительно повлияет на региональную экономику, что благоприятно скажется на экономическом положении всей страны;
  • снизит нагрузки на автомобильные дороги, в результате чего сократятся пробки и отчасти решатся проблемы с транспортной доступностью;
  • улучшит экологическую обстановку, поскольку сократятся авиационные и автомобильные выбросы вредных веществ в атмосферу;
  • увеличит туристический потенциал страны, поспособствует созданию новых туристических маршрутов и увеличению числа туристов, что приведет к улучшению качества жизни населения в целом [2, с. 8].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитие внутренних водных путей имеет потенциал развития и особую важность для всей транспортной системы страны (рис. 3). Для достижения этих целей необходимо проведение комплексных мер, включающих в себя развитие инфраструктуры портов и причалов, улучшение регулирования грузопотоков. Кроме того, важно учитывать особенности географического положения и климатических условий территорий. Ключевым звеном на пути к цели является проектирование транспортно-логистических центров, что приведет к таким результатам:

  • увеличению грузооборота внутреннего водного транспорта;
  • расширению географии перевозок;
  • совершенствованию технологических процессов;
  • повышению конкурентоспособности внутреннего водного транспорта на мировом рынке;
  • снижению экологической нагрузки на окружающую среду.
Список литературы

1. Стратегия развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года: утверждена Распоряжением Правительства Рос. Федерации от 29 февраля 2016 года № 327-р // Министерство транспорта Российской Федерации: официальный сайт. - URL: https://mintrans.gov.ru/documents/8/8910 (дата обращения: 10.02.2023).

2. Коряковский, Е. К. Взаимодействие транспортных систем и применение комплексного подхода к решению основных проблем смешанных перевозок / Е. К. Коряковский, А. М. Симушков // Известия ПГУПС. - 2012. - С. 5-9.

3. Полякова, И. С. Векторы оптимизации, изменения, происходящие на российском рынке логистических услуг / И. С. Полякова, Е. Ю. Чибисова // Экономика и предпринимательство. - 2016. - №4-1 (69). - С. 816-819.

4. Прокофьева, Т. А. Логистика транспортно-распределительных систем: региональный аспект / Т. А. Прокофьева, О. М. Лопаткин; под общ. ред. Т. А. Прокофьевой. - Москва : РКонсульт, 2003.

5. Прокофьева, Т. А. Логистические центры в транспортной системе России: Учеб. пособие / Т. А. Прокофьева, В. И. Сергеев. - Москва : ЗАО ИД «Экономическая газета». - 2012. - С. 18-27. - URL: https://www.vcec.ru/index.php/vcec/issue/view/5(дата обращения: 10.02.2023).

6. Прокофьева, Т. А. Мультимодальные транспортно-логистические центры. Ч. 1 / Т. А. Прокофьева // В центре экономики. - 2021. - № 2. - С. 10-19. - URL: https://www.vcec.ru/index.php/vcec/issue/view/7 (дата обращения: 10.02.2023).

Войти или Создать
* Забыли пароль?