Aspects of the formation of the architecture of transport and logistics centers on inland waterways of the Russian Federation
Section: PRACTICE
Abstract and keywords
Abstract (English):
The fundamental industry today is transport. The growth of the national economy, increasing the efficiency of transport services can be achieved through the development of inland waterway transport, which has high energy efficiency, environmental friendliness and safety, as well as will relieve the load on the main land routes. The formation of transport and logistics centers on inland waterways is an impetus for the development of the industry. The object of the study is the system of river ports as transport and logistics centers, which are part of the water transport system of the Russian Federation. The subject of the research is the aspects of formation of the architecture of river ports as transport and logistics centers.

Keywords:
inland waterways, transport, transport-logistics centers
Text
Publication text (PDF): Read Download

Для России особое значение имеют речные пути. Они являются важными транспортными артериями не только для перевозок пассажиров, но и для транспортировки промышленных грузов. Основополагающей отраслью на период до 2030 года является транспортная. Это связано с несколькими факторами:

  • Во-первых, Россия имеет огромную водную территорию, которая простирается от Балтийского моря на западе до Тихого океана на востоке.
  • Во-вторых, многие крупные города и промышленные центры страны расположены вдоль рек и каналов, что делает внутренний водный транспорт эффективным и экономичным решением для перевозки грузов и пассажиров.
  • В-третьих, водный транспорт является экологически чистым видом транспорта, что особенно важно в современном мире с его повышенным вниманием к охране окружающей среды.
  • В-четвертых, внутренний водный транспорт России имеет большой потенциал для совершенствования и развития, особенно в связи с увеличением грузоперевозок на территории страны.

Согласно Стратегии развития внутреннего водного транспорта (далее – ВВТ) Российской Федерации на период до 2030 года прогнозируется увеличение экспорта услуг, а также повышение их эффективности, осуществление потенциала транзитных путей, рост национальной экономики и повышение конкурентоспособности. Внутренний водный транспорт является одним из самых дешевых и эффективных видов транспорта для перевозки различных грузов. Он позволяет перевозить большие грузовые объемы на дальние расстояния по всей территории государства, а также связывает Россию с другими странами. Стратегически значимая задача в сфере грузоперевозок – перераспределение потоков транспортировок с наземных и воздушных видов транспорта на внутренний водный. Кроме того, важную роль имеет и обеспечение устойчивого функционирования транспортной системы страны путем расширения географии транспортных потоков.

На сегодняшний день протяженность эксплуатируемых внутренних водных путей составляет 101,7 тысяч км [1, с. 2]. Несмотря на то, что внутренний водный транспорт характеризуется высокими показателями энергоэффективности, экономичности, безопасности и надежности, в России на его долю приходится до 1,5 процента общего объема перевозок грузов. В то время как в Нидерландах – 34 процента, во Франции – 10 процентов, 1:6:190 [1, с. 3]. Положительной характеристикой ВВТ является отсутствие перегрузок и низкие уровни техногенных выбросов, что оказывает благоприятное воздействие в борьбе с климатическими изменениями.

Одной из основных проблем внутреннего водного транспорта России является устаревшая инфраструктура. Многие речные порты и гидротехнические сооружения нуждаются в капитальном ремонте и реконструкции. Кроме того, согласно транспортной стратегии развития, необходимо строить новые каналы и шлюзы для обеспечения бесперебойного трафика судов. Препятствует судоходству и низкий уровень воды на реках в засушливые годы.

Несмотря на эти проблемы, внутренний водный транспорт России остается одним из важнейших видов перевозок грузов и пассажиров. Благодаря ему на судах перевозят множество различных товаров, таких как зерно, нефть, металлы, лес, полезные ископаемые. Для улучшения положения судоходства приняты меры по модернизации инфраструктуры и развитию транспортной логистики на водных путях.

Анализ, проведенный в ходе магистерской диссертации, выявил, что северные и восточные территории России наиболее нуждаются в развитии речного транспорта, несмотря на короткий навигационный период (рис. 1). Решение проблемы транспортировок в зимнее время года является необходимым [4, с. 11]. В то время как пути «река – море» доступны к транспортировкам круглый год, маршруты «река – река» промерзают от 3 до 8 месяцев в году. В ответ на сезонность существует возможность применения ледоколов на реках России, а также внедрение судов смешанного плавания, которые могут осуществлять навигацию и в зимнее время, что продлевает период транспортировки грузов. В обоих случаях решения этой актуальной задачи есть свои особенности, поэтому в северных и восточных районах страны особенно эффективен системный комплексный подход. В основе такого подхода лежит анализ транспортной сети региона в целом, а также типов и технологии грузоперевозок внутри него. При помощи модернизации системы внутреннего водного транспорта появится возможность учесть такие факторы, как ледовой режим, глубины, течение, типология грузов, технологии работы портов, что в результате определит оптимальные схемы. Благоприятными факторами внедрения комбинированных перевозок с участием речного транспорта являются: улучшение экологии, увеличение объемов перевозок через речные порты страны, увеличение скорости и расширение географии доставки грузов [4, с. 15].

Индикаторами оценки развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации являются: создание сбалансированного развития транспортной системы, обеспечение ее надежности, техническое состояние инфраструктуры, а также наличие резервов для развития (рис. 2). Использование потенциала внутренних водных путей страны снизит загруженность наземного транспорта, послужит трамплином к развитию производственных отраслей и, кроме того, решит массу гидрологических проблем территорий, удаленных от центральных районов.

К индикаторам относятся:

  • протяженность внутренних водных путей (общая протяженность водных путей, используемых для перевозок грузов);
  • грузооборот по внутренним водным путям (показатель объема грузов, перевезенных по внутренним водным путям за определенный период времени);
  • доля протяженности внутренних водных путей с ограничением пропускной способности на Единой глубоководной системе Европейской части Российской Федерации;
  • среднесуточное количество проходящих судов (количество судов, проходящих каждый день по внутренним водным путям);
  • загрузка гидротехнических сооружений (показатель использования гидротехнических сооружений общегосударственного значения, таких как гидроэлектростанции, плотины, шлюзы, причалы, порты);
  • уровень тарифов на перевозки грузов и уровень инвестиций в развитие внутреннего водного транспорта, объем финансирования, направляемого на развитие инфраструктуры.

Развитие сети транспортно-логистических центров даст возможность реализации проектов, направленных на развитие индустрии по всей территории Российской Федерации. Транспортно-логистические центры (далее – ТЛЦ), исходя из магистерского исследования, – это монофункциональные объекты транспортного назначения, включающие в себя складскую деятельность, координирование взаимодействия нескольких видов транспорта, в том числе и речного. Функционально ТЛЦ обеспечивает инфраструктуру сообщений таких видов перевозок, как контейнерные и грузовые. Цикл процессов внутри ТЛЦ включает в себя технологические процессы, связанные с транспортировкой грузов, а также перегрузку, сортировку и их комплектацию, хранение и таможенные процессы [6, с. 10].

ТЛЦ сооружают в узлах транспортной сети, где пересекаются основные магистрали. Размещение происходит с учетом доступности и обеспеченности центра транспортно-экспедиционным и логистическим сервисным обслуживанием [6, с. 19].

Так, сеть внутренних водных путей при помощи создания транспортно-логистических центров имеет потенциал развития и особую важность для всей транспортной отрасли Российской Федерации.

Побудительными мотивами для развития внутреннего водного транспорта страны путем проектирования транспортно-логистических центров служат:

  • снижение нагрузки на транспортную систему путем создания условий для перемещения части грузопотоков с наземных видов транспорта на речной;
  • восстановление производственного потенциала регионов и всей страны;
  • обеспечение грузоперевозками труднодоступных регионов [3, с. 819].

Одной из основных задач, согласно транспортной стратегии РФ до 2030 года, будет развитие и усовершенствование транспортно-логистической инфраструктуры, что включает в себя такие аспекты, как:

  • развитие транспортных сетей, обеспечивающих доставку грузов по внутренним водным путям при помощи речного транспорта;
  • создание терминалов, расположенных в крупных транспортно-перегрузочных узлах на базе реконструированных речных портов;
  • модернизация, развитие и реконструкция существующих речных портов путем оснащения их современным оборудованием для обработки грузов требуемых видов и габаритов, а также создание новых комплексов;
  • улучшение взаимодействия различных видов транспорта, включая создание условий для быстрой и безопасной перевалки грузов с кораблей на автотранспорт и железнодорожный транспорт;
  • разработка и внедрение современных технологий на речном транспорте, таких как автоматизация судов, применение средств информационных технологий для оптимизации маршрутов и улучшения безопасности перевозок, а также внедрение экологически чистых технологических решений;
  • создание транспортных центров, обеспечивающих мультимодальные перевозки.

Развитие внутреннего водного транспорта Российской Федерации позволит решить ряд задач:

  • положительно повлияет на региональную экономику, что благоприятно скажется на экономическом положении всей страны;
  • снизит нагрузки на автомобильные дороги, в результате чего сократятся пробки и отчасти решатся проблемы с транспортной доступностью;
  • улучшит экологическую обстановку, поскольку сократятся авиационные и автомобильные выбросы вредных веществ в атмосферу;
  • увеличит туристический потенциал страны, поспособствует созданию новых туристических маршрутов и увеличению числа туристов, что приведет к улучшению качества жизни населения в целом [2, с. 8].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитие внутренних водных путей имеет потенциал развития и особую важность для всей транспортной системы страны (рис. 3). Для достижения этих целей необходимо проведение комплексных мер, включающих в себя развитие инфраструктуры портов и причалов, улучшение регулирования грузопотоков. Кроме того, важно учитывать особенности географического положения и климатических условий территорий. Ключевым звеном на пути к цели является проектирование транспортно-логистических центров, что приведет к таким результатам:

  • увеличению грузооборота внутреннего водного транспорта;
  • расширению географии перевозок;
  • совершенствованию технологических процессов;
  • повышению конкурентоспособности внутреннего водного транспорта на мировом рынке;
  • снижению экологической нагрузки на окружающую среду.
References

1. Strategiya razvitiya vnutrennego vodnogo transporta Rossiyskoy Federacii na period do 2030 goda: utverzhdena Rasporyazheniem Pravitel'stva Ros. Federacii ot 29 fevralya 2016 goda № 327-r // Ministerstvo transporta Rossiyskoy Federacii: oficial'nyy sayt. - URL: https://mintrans.gov.ru/documents/8/8910 (data obrascheniya: 10.02.2023).

2. Koryakovskiy, E. K. Vzaimodeystvie transportnyh sistem i primenenie kompleksnogo podhoda k resheniyu osnovnyh problem smeshannyh perevozok / E. K. Koryakovskiy, A. M. Simushkov // Izvestiya PGUPS. - 2012. - S. 5-9.

3. Polyakova, I. S. Vektory optimizacii, izmeneniya, proishodyaschie na rossiyskom rynke logisticheskih uslug / I. S. Polyakova, E. Yu. Chibisova // Ekonomika i predprinimatel'stvo. - 2016. - №4-1 (69). - S. 816-819.

4. Prokof'eva, T. A. Logistika transportno-raspredelitel'nyh sistem: regional'nyy aspekt / T. A. Prokof'eva, O. M. Lopatkin; pod obsch. red. T. A. Prokof'evoy. - Moskva : RKonsul't, 2003.

5. Prokof'eva, T. A. Logisticheskie centry v transportnoy sisteme Rossii: Ucheb. posobie / T. A. Prokof'eva, V. I. Sergeev. - Moskva : ZAO ID «Ekonomicheskaya gazeta». - 2012. - S. 18-27. - URL: https://www.vcec.ru/index.php/vcec/issue/view/5(data obrascheniya: 10.02.2023).

6. Prokof'eva, T. A. Mul'timodal'nye transportno-logisticheskie centry. Ch. 1 / T. A. Prokof'eva // V centre ekonomiki. - 2021. - № 2. - S. 10-19. - URL: https://www.vcec.ru/index.php/vcec/issue/view/7 (data obrascheniya: 10.02.2023).

Login or Create
* Forgot password?