Новый вступительный экзамен по черчению в МАРХИ, 1970 год
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается вступительный экзамен по черчению в МАРХИ, измененный в 1970 году. Вместо одного вида вазы абитуриентам предстояло выстроить три проекции по данному аксонометрическому изображению. Сравниваются два подхода, причины и следствия структурных изменений экзамена.

Ключевые слова:
МАРХИ, вступительный экзамен по черчению, проекционное черчение, проекции, ваза
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Уходя корнями в 1940-е годы, история вступительного экзамена по черчению в МАРХИ развивается и по сей день, продолжая традиции архитектурной школы и отвечая на современные требования. Вступительные экзамены в вуз отличаются своей стабильностью, устойчивостью и редко подвержены принципиальным изменениям. Но в 1970 году произошла кардинальная смена экзамена – так называемые «Вазы» были заменены «синьками» с трехмерным видом объема, похожего на архитектурное сооружение.

В предыдущие годы (до 1970 г.) все поступающие чертили разнообразные, сложные по конфигурации вазы. Главной целью задания было сформировать навык перечерчивания с образца с филигранной точностью (рис. 1). Правильные размеры и точность тушевой обводки строго оценивались по пятибалльной шкале. В результате такого подхода первокурсники владели базовой архитектурной графикой и могли с высокой точностью перечерчивать задания.

Однако педагоги кафедры Основ архитектурного проектирования часто сталкивались со сложностями у первокурсников в пониманииизображенияобъемных архитектурных форм на плоскости чертежа и способности их правильно, грамотно изображать. «Многие студенты не понимают, как построить каннелюры на круглой колонне, не могут лестницу построить», – говорили тогда педагоги. Студентам не хватало навыков, полученных при подготовке к экзамену, и во время обучения многие сталкивались со сложностями. Стоит учитывать, что это ситуация возникала по основному профильному предмету в первые два года обучения. Возможной причиной была измененная школьная программа по дисциплине «Черчение». Поэтому в 1969 году по инициативе кафедры Основ архитектурного проектирования кафедра Начертательной геометрии МАИ разработала новый вид экзамена – чертеж упрощенного архитектурного объекта в трех проекциях.

Под руководством заведующего кафедрой Основ архитектурного проектирования В.Ф. Кринского и заведующего кафедрой Начертательной геометрии А.Г. Климухина старший преподаватель Юлий Николаевич Орса разработал новое экзаменационное задание. Форму экзамена пришлось кардинально поменять. Аналогов в художественно-архитектурныхвузах не было. Ю.Н. Орса ответственно и творчески принялся за разработку задания. В результате найденное им оптимальное решение – аксонометрическая проекция объема, напоминавшая архитектурное сооружение, – отвечало всем поставленным задачам. Поступающиерешали пространственную задачу, когда чертили двухмерные изображения трехмерного объекта. В конце 1969 года разработка нового экзамена завершилась, и все связанные кафедры, приемная комиссия, подготовительные курсы, педагоги и репетиторы были в курсе таких перемен, но чувство неизвестного, незнакомого вызвало немало вопросов, споров, жарких обсуждений. Секретов никаких не было. Несколько месяцев на подготовку еще оставалось.

Летом 1970-го оригинальное экзаменационное задание выглядело как на рисунке 2, а решение в виде нескольких ортогональных проекций – рисунке 3.

Задача абитуриента формулировалась следующим образом: «В соответствии с программой приемных экзаменов по черчению поступающий должен по изображенному в аксонометрии объему в указанных размерах выполнить чертеж этого объекта в ортогональных проекциях (вид сверху – план; вид спереди – главный фасад; вид сбоку – боковой фасад). Чертеж выполнялся на листе бумаги размером 30 × 40 см с постановкой основных размеров и надписей. На выполнение отводится 4 часа» [2, с. 35].

Рекомендуемые чертежные инструменты остались неизменными: «… готовальня, подрамник 40 × 50 см с рейсшиной, два угольника – 30 и 45 градусов, карандаши, тушь, чертежное перо, резинки, кнопки и лезвие безопасной бритвы. Чертежная бумага выдается вместе с заданием». Как раз в эти годы произошел переход от приставной рейсшины к «рейсшине на колёсиках» [2, с. 35]. Обводили по-прежнему рейсфедерами.

Выполнялась работа в следующей последовательности: изучалось изометрическое изображение, размечались рамка и композиция чертежа, строились ортогональные проекции, связанные линиями проекционных связей, детализация велась от общего к частному, после проверки вычерчивались надписи. Обводка начиналась с проекций, завершалась надписями иразмерами, в конце чертеж повторно проверялся и вычищался от карандашных линий. Общий подход выполнения чертежа мало чем отличается от современного.

Оценивался чертеж довольно строго, а именно: «за одну проекционную ошибку снимали один балл из пяти». За две же ошибки ставили тройку. За графикупочти не снимали баллов.

Основные нововведения экзамена:

  • Появилось обновленное задание в виде прямоугольной изометрии объемной модели в масштабе 1:1.
  • Решение теперь сводилоськ изображению несколькихортогональных видов.
  • Решалисьпространственные задачи, связанные с пересечением плоскостей и фигур, построением сечений различных фигур.
  • Изменилась компоновка на листе за счет большого числа видов идругого положения надписей: «экзаменационная работа по черчению», «МАСШТАБ 1:1».
  • Ввели новый тип линий – штриховая – для обозначения невидимых элементов.
  • Увеличили градации толщин обводки линий: вместо двух толщин 0,1 и 0,4 мм стало три – 0.1, 0.2, 0.4.
  • Необходимость обозначать фигуры вращения потребовало применять штрихпунктирную линию,обозначающуюоси вращения.
  • Критерии оценки изменились– с оценки графики на правильность изображения проецирования частей заданного объема.
  • Потребовалось освоить курс проекционного черчения, включающего в себя изображение объемных фигур с разных сторон на плоскости методом проецирования,которое еще принято называть ортогональным проецированием.
  • Также стало необходимым знание основ аксонометрии для чтения задания.

Многое осталосьот чертежей «ваз»: связь экзамена со школьным курсом черчения; архитектурные формы в основе задания; обязательное наличие сопряжений в работе; построение различных типов углов; умение писать узким архитектурным шрифтом;проставлять размеры с разрывом; радиусы, диаметры, стрелочки, основная надпись, осевая и основная линии, сохранение чертежа в масштабе 1 : 1 и строчка линейного масштаба. Требования к точному построению чертежа карандашом, обводка тушью и умение пользоваться чертежными инструментами не изменились.

Конечно, линейно экзаменационный чертеж потерял красивые изгибы кривых и масштабность, зато приобрел иную красоту – пространственную:простые формы с четкимиизгибами, острыми углами, чередуясь, составляли несимметричную, лаконичную композицию. Общая форма и сочетание объемов напоминали современные сооружения из бетона 1960-х, с отголосками советской архитектуры 1920-х, а проекции экзаменационного чертежа отчетливо напоминали будущие проекты юных архитекторов.

Развитое пространственное мышление, умение мыслить в объеме, вычерчивать сложные трехмерные формы стали не простыми заявлениями, а неотъемлемым навыком первокурсников МАРХИ, который в дальнейшем помогает им в освоении основного предмета архитектурного проектирования и обучении профессии архитектора. На первом – втором курсах студенты уже уверено справлялись с проекционными заданиями, преподаватели института освободились от повторения азов и могли сосредоточиться на выполнении основных программ курса.

Теперь абитуриенты, готовясь к «новому», гораздо более сложному экзамену, могут не только иронично смотреть на ранние работы прошлых лет, но и знать историю создания и развития заданий, события и развороты истории экзамена по черчению. Таким образом, они могут почувствовать неразрывную связь с прошлыми поколениями. И в заключение невозможно не отметить: опыт обновленного экзамена оказался стольудачным, что позже он вышел за границы Архитектурного института, распространился и стал образцом для многих архитектурных факультетов и отделений вузов по всему СССР и современной России.

Список литературы

1. Иванов, А. В. Вступительный экзамен «Черчение» в Архитектурном институте. 1940-1960-е годы / А.В. Иванов // Наука, образование и экспериментальное проектирование. Труды МАРХИ. - Москва: МАРХИ, 2022. - С. 338-341.

2. Методическое пособие для подготовки к приемным экзаменам по рисованию и черчению / Министерство высшего и среднего специального образования РСФСР, Московский ордена Трудового Красного Знамени архитектурный институт. - Москва, 1974.

3. Орса, Ю. Н. Краткая история вступительных экзаменов по черчению / Ю.Н. Орса // Наука, образование и экспериментальное проектирование. Тезисы докладов международной научно-практической конференции, 5-9 апреля 2021 г. - Москва: МАРХИ, 2022. - С. 128.

Войти или Создать
* Забыли пароль?