employee from 01.01.2021 until now
Moscow, Moscow, Russian Federation
GRNTI 67.00 СТРОИТЕЛЬСТВО. АРХИТЕКТУРА
BBK 85 Искусство. Искусствознание
The article considers the entrance exam for drawing at the MARCHI, which was changed in 1970. Instead of a single type of vase, applicants had to build three projections based on an axonometric image. Two approaches, causes and consequences of structural changes of the exam are compared.
MARKHI, entrance exam in drawing, projection drawing, projections, vase
Уходя корнями в 1940-е годы, история вступительного экзамена по черчению в МАРХИ развивается и по сей день, продолжая традиции архитектурной школы и отвечая на современные требования. Вступительные экзамены в вуз отличаются своей стабильностью, устойчивостью и редко подвержены принципиальным изменениям. Но в 1970 году произошла кардинальная смена экзамена – так называемые «Вазы» были заменены «синьками» с трехмерным видом объема, похожего на архитектурное сооружение.
В предыдущие годы (до 1970 г.) все поступающие чертили разнообразные, сложные по конфигурации вазы. Главной целью задания было сформировать навык перечерчивания с образца с филигранной точностью (рис. 1). Правильные размеры и точность тушевой обводки строго оценивались по пятибалльной шкале. В результате такого подхода первокурсники владели базовой архитектурной графикой и могли с высокой точностью перечерчивать задания.
Однако педагоги кафедры Основ архитектурного проектирования часто сталкивались со сложностями у первокурсников в пониманииизображенияобъемных архитектурных форм на плоскости чертежа и способности их правильно, грамотно изображать. «Многие студенты не понимают, как построить каннелюры на круглой колонне, не могут лестницу построить», – говорили тогда педагоги. Студентам не хватало навыков, полученных при подготовке к экзамену, и во время обучения многие сталкивались со сложностями. Стоит учитывать, что это ситуация возникала по основному профильному предмету в первые два года обучения. Возможной причиной была измененная школьная программа по дисциплине «Черчение». Поэтому в 1969 году по инициативе кафедры Основ архитектурного проектирования кафедра Начертательной геометрии МАИ разработала новый вид экзамена – чертеж упрощенного архитектурного объекта в трех проекциях.
Под руководством заведующего кафедрой Основ архитектурного проектирования В.Ф. Кринского и заведующего кафедрой Начертательной геометрии А.Г. Климухина старший преподаватель Юлий Николаевич Орса разработал новое экзаменационное задание. Форму экзамена пришлось кардинально поменять. Аналогов в художественно-архитектурныхвузах не было. Ю.Н. Орса ответственно и творчески принялся за разработку задания. В результате найденное им оптимальное решение – аксонометрическая проекция объема, напоминавшая архитектурное сооружение, – отвечало всем поставленным задачам. Поступающиерешали пространственную задачу, когда чертили двухмерные изображения трехмерного объекта. В конце 1969 года разработка нового экзамена завершилась, и все связанные кафедры, приемная комиссия, подготовительные курсы, педагоги и репетиторы были в курсе таких перемен, но чувство неизвестного, незнакомого вызвало немало вопросов, споров, жарких обсуждений. Секретов никаких не было. Несколько месяцев на подготовку еще оставалось.
Летом 1970-го оригинальное экзаменационное задание выглядело как на рисунке 2, а решение в виде нескольких ортогональных проекций – рисунке 3.
Задача абитуриента формулировалась следующим образом: «В соответствии с программой приемных экзаменов по черчению поступающий должен по изображенному в аксонометрии объему в указанных размерах выполнить чертеж этого объекта в ортогональных проекциях (вид сверху – план; вид спереди – главный фасад; вид сбоку – боковой фасад). Чертеж выполнялся на листе бумаги размером 30 × 40 см с постановкой основных размеров и надписей. На выполнение отводится 4 часа» [2, с. 35].
Рекомендуемые чертежные инструменты остались неизменными: «… готовальня, подрамник 40 × 50 см с рейсшиной, два угольника – 30 и 45 градусов, карандаши, тушь, чертежное перо, резинки, кнопки и лезвие безопасной бритвы. Чертежная бумага выдается вместе с заданием». Как раз в эти годы произошел переход от приставной рейсшины к «рейсшине на колёсиках» [2, с. 35]. Обводили по-прежнему рейсфедерами.
Выполнялась работа в следующей последовательности: изучалось изометрическое изображение, размечались рамка и композиция чертежа, строились ортогональные проекции, связанные линиями проекционных связей, детализация велась от общего к частному, после проверки вычерчивались надписи. Обводка начиналась с проекций, завершалась надписями иразмерами, в конце чертеж повторно проверялся и вычищался от карандашных линий. Общий подход выполнения чертежа мало чем отличается от современного.
Оценивался чертеж довольно строго, а именно: «за одну проекционную ошибку снимали один балл из пяти». За две же ошибки ставили тройку. За графикупочти не снимали баллов.
Основные нововведения экзамена:
- Появилось обновленное задание в виде прямоугольной изометрии объемной модели в масштабе 1:1.
- Решение теперь сводилоськ изображению несколькихортогональных видов.
- Решалисьпространственные задачи, связанные с пересечением плоскостей и фигур, построением сечений различных фигур.
- Изменилась компоновка на листе за счет большого числа видов идругого положения надписей: «экзаменационная работа по черчению», «МАСШТАБ 1:1».
- Ввели новый тип линий – штриховая – для обозначения невидимых элементов.
- Увеличили градации толщин обводки линий: вместо двух толщин 0,1 и 0,4 мм стало три – 0.1, 0.2, 0.4.
- Необходимость обозначать фигуры вращения потребовало применять штрихпунктирную линию,обозначающуюоси вращения.
- Критерии оценки изменились– с оценки графики на правильность изображения проецирования частей заданного объема.
- Потребовалось освоить курс проекционного черчения, включающего в себя изображение объемных фигур с разных сторон на плоскости методом проецирования,которое еще принято называть ортогональным проецированием.
- Также стало необходимым знание основ аксонометрии для чтения задания.
Многое осталосьот чертежей «ваз»: связь экзамена со школьным курсом черчения; архитектурные формы в основе задания; обязательное наличие сопряжений в работе; построение различных типов углов; умение писать узким архитектурным шрифтом;проставлять размеры с разрывом; радиусы, диаметры, стрелочки, основная надпись, осевая и основная линии, сохранение чертежа в масштабе 1 : 1 и строчка линейного масштаба. Требования к точному построению чертежа карандашом, обводка тушью и умение пользоваться чертежными инструментами не изменились.
Конечно, линейно экзаменационный чертеж потерял красивые изгибы кривых и масштабность, зато приобрел иную красоту – пространственную:простые формы с четкимиизгибами, острыми углами, чередуясь, составляли несимметричную, лаконичную композицию. Общая форма и сочетание объемов напоминали современные сооружения из бетона 1960-х, с отголосками советской архитектуры 1920-х, а проекции экзаменационного чертежа отчетливо напоминали будущие проекты юных архитекторов.
Развитое пространственное мышление, умение мыслить в объеме, вычерчивать сложные трехмерные формы стали не простыми заявлениями, а неотъемлемым навыком первокурсников МАРХИ, который в дальнейшем помогает им в освоении основного предмета архитектурного проектирования и обучении профессии архитектора. На первом – втором курсах студенты уже уверено справлялись с проекционными заданиями, преподаватели института освободились от повторения азов и могли сосредоточиться на выполнении основных программ курса.
Теперь абитуриенты, готовясь к «новому», гораздо более сложному экзамену, могут не только иронично смотреть на ранние работы прошлых лет, но и знать историю создания и развития заданий, события и развороты истории экзамена по черчению. Таким образом, они могут почувствовать неразрывную связь с прошлыми поколениями. И в заключение невозможно не отметить: опыт обновленного экзамена оказался стольудачным, что позже он вышел за границы Архитектурного института, распространился и стал образцом для многих архитектурных факультетов и отделений вузов по всему СССР и современной России.
1. Ivanov, A. V. Vstupitel'nyy ekzamen «Cherchenie» v Arhitekturnom institute. 1940-1960-e gody / A.V. Ivanov // Nauka, obrazovanie i eksperimental'noe proektirovanie. Trudy MARHI. - Moskva: MARHI, 2022. - S. 338-341.
2. Metodicheskoe posobie dlya podgotovki k priemnym ekzamenam po risovaniyu i chercheniyu / Ministerstvo vysshego i srednego special'nogo obrazovaniya RSFSR, Moskovskiy ordena Trudovogo Krasnogo Znameni arhitekturnyy institut. - Moskva, 1974.
3. Orsa, Yu. N. Kratkaya istoriya vstupitel'nyh ekzamenov po chercheniyu / Yu.N. Orsa // Nauka, obrazovanie i eksperimental'noe proektirovanie. Tezisy dokladov mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii, 5-9 aprelya 2021 g. - Moskva: MARHI, 2022. - S. 128.