Small towns as a points of development of Eastern Siberia
Section: PRACTICE
Abstract and keywords
Abstract (English):
Accelerated development of the most promising small towns in Eastern Siberia will lead to economic growth of the region and the country as a whole, as well as accelerated development of the central and northern parts of the region.

Keywords:
Eastern Siberia, Taishet city, Ust-Kut city, urban planning, urban planning analysis, Trans-Siberian railway, Baikal-Amur railway
Text
Text (PDF): Read Download

Восточная Сибирь на сегодняшний день является одним из наиболее перспективных для развития регионов России. Огромный ресурсный потенциал территорий, представленный залежами цветных и благородных металлов, железных руд, а также лесными и водными ресурсами, делают ее главным сосредоточением основных топливно-энергетических богатств страны. Считается, что в Сибири располагается половина всех общероссийских запасов леса, две трети топливно-энергетических и треть всех земельных ресурсов. Однако в ближайшем будущем данные могут измениться в большую сторону, ведь Восточная Сибирь освоена значительно меньше Западной, ввиду крайне суровых климатических условий. Зимой вести промышленную деятельность мешают сильные морозы, огромная глубина промерзания грунта, высокая влажность воздуха и сильный ветер, алетом, помимо высокой влажности, многочисленные насекомые.

Также преимуществом Восточной Сибири является ее выгодное географическое положение. Регион имеет общие границы с Китаем и Монголией и располагается на существующих транзитных путях из Европы в восточные страны. Возможность организации новых наземных и воздушных связей между странами Азиатско-Тихоокеанского региона, Северной Америкой, Индией и странами Юго-Восточной Азии делают этот регион одним из самых ценных в транспортно-логистической сфере России.

На сегодняшний день наиболее освоена южная часть Восточной Сибири, здесь располагается большинство крупных городов и все административные центры субъектов региона. Именно в южной части проходят две главные железнодорожные магистрали России – Байкало-Амурская магистраль (БАМ) и Транссибирская магистраль (Транссиб). Озеро Байкал также расположено в южной части региона, что в совокупности с менее суровым, по сравнению с северной частью,климатоминалаженными железнодорожным и авиационным сообщениями создают огромный туристический потенциал региона.

Сейчас основная часть государственной поддержки и финансированияидет на развитие административных центров и прилегающих к ним крупных поселений в южной части региона. Такая стратегия позволяет поддерживать должный уровень жизни и привлекательности крупных сибирских городов, но, как следствие, стимулирует проявления «очагового» расселения, при котором вся основная часть жителей располагается вблизи крупных городов, что замедляет этапы освоения новых территорий. Смещение акцентов с приоритета поддержки административных центров на нужды развития наиболее перспективных, стратегически ценных малых городов и поселений позволит ускорить темпы освоения новыхтерриторий центральной и северной части региона. Безусловно, для увеличения выгоды и темпов развития такие поселения уже должны иметь базовую инфраструктуру, способную обеспечить нужды проживающих там людей, а также иметь в распоряжении запас инфраструктурных мощностей или высокий потенциал для форсированного развития, что позволит достичь нужных результатов в более короткие сроки. На данный момент хочется отметить два малых города, которые соответствуют данным требованиям и являются наиболее привлекательными для развития.

 

Первым рассматриваемым малым городом является Усть-Кут, выступающий в роли мощного транспортного узла. Стоит отметить, что город всегда являлся особо важной точкой на карте России в экономическом и политическом плане. Одним из основных занятий Усть-Кута было обслуживание проходящих по путям БАМа грузовыхсоставов,однако в середине 1990-х показатели грузоперевозок сильно снизились, и транзит через город практически прекратился. Это привело к снижению уровня жизни в городе испровоцировало крупный отток населения. Однако сейчас в документах территориального планирования до 2035 года предусмотрено строительство новой железнодорожной и автомобильной трассы Иркутск – Усть-Кут, которая создаст новый транспортный коридор север–юг, а также будет иметь возможность транзитного выхода в Монголию и Китай.

Городтакже показывает высокий потенциал в развитии промышленности. За последние 5 лет в эксплуатацию были введены несколько крупных объектов энергетики. Одним из них является подстанция «Усть-Кут» на 500 кВ, которая служит в процессах перераспределения энергии на территории северной части Иркутской области, Приморья и Сахалина, а также питает развитие второй ветки БАМа. В сфере промышленности произошел значительный скачок, так как был решен остро стоящий вопрос нехватки электроэнергии. В настоящее время ведется строительство крупного объекта на периферии города – Иркутского полимерного завода, также с территории городского округа идет круглосуточная отгрузка газа на АНХК и параллельно развивается отрасль лесопереработки.

За счетактивногоразвития промышленности городасоздается большое количество рабочих мест и открываютсяновые площадкималого и среднего бизнеса. Параллельно происходит модернизациятранзитных путей, ввиду прохождения большого количества грузов, перевозимых как автомобильным транспортом, так и через пути БАМа, проходящие через город.Особенно отмечается значительное увеличение авиаперевозок.

Также за последние годы появилось большое количество новых подрядных организаций, зарегистрировавшихся в Усть-Куте.Этот фактор обеспечивает значительный рост в финансировании города и поддерживает его дальнейшее развитие,делая его одним из полюсов развития Восточной Сибири.

Однако положение жилого фонда Усть-Кутана сегодняшний день не отвечает запросам быстро развивающегося города. Большая часть жилых домов была построенав середине XX века, и многие из нихуже обветшали и пришли в негодность.Ранее городом выкупалась существующая недвижимость со вторичного рынка, но начиная с 2021 года принято решение о строительственового социального жилья. Активное развитие и появление новых предприятий приводят к необходимости созданияжилья для пребывающего населения. Запланировано строительство более 80000 квадратных метров жилья для обслуживания работников Иркутского завода полимеров. Также планируется строительство объектов первоочередной социальной инфраструктуры: школ, детских садов, поликлиник и больниц, физкультурно-оздоровительных комплексов и домов культуры. Комплексный подход к освоению новых территорий,создаст сбалансированную городскую среду, способствующую улучшение демографической ситуации региона. Данный стимул развития необходимо поддержать и закрепить в будущем.

 

Вторым рассматриваемым малым городом является Тайшет, располагающийся в западной части Иркутской области. Именно здесь пути БАМа берут свое начало и отделяются от магистрали Транссиба, создавая в городе крупнейший железнодорожный узел. Благодаря тому, что город является связующей точкой четырех направлений (Абакан, Братск, Иркутск, Красноярск), он играет ключевую роль во всей системе транспортно-логистических потоков страны. Город уже является связующей точкой направления запад-восток, а в дальнейшем, при освоении новых территорий северной части региона может стать основополагающей точкой ответвления коридора север–юг.

Помимо развитой базовой наземной инфраструктуры, в пределах Тайшетского округа расположен старый не функционирующий аэродром 1930-х годов, который на сегодняшний день уже пришел в негодность. Однако в марте 2022 года официально зарегистрирована организация ООО «Тайшетаэро», которая планирует строительство нового аэропорта на существующей базе. Планируется, что аэропорт возобновит пассажирские перевозки, наладит авиасообщение с крупными городами и административными центрами, открыв направления Тайшет–Иркутск–Братск–Красноярск. Помимо этого, откроется возможность грузовых авиаперевозок, что еще больше повысит темпы промышленного развития города.

Кроме того, на конец 2024 года в Тайшете планируется завершение строительства и ввод в эксплуатацию нового алюминиевого завода «ТаАЗ». Планируется, чтозавод займет 3 место в России после Братского и Красноярского, что в свою очередь еще больше загрузит пути БАМа и Транссиба. При завершении первой очереди строительства завод будет ежегодно производить более 400 тыс. тонн алюминия, а при полном вводе в эксплуатацию производственная мощность составит более 750 тыс. тонн. На сегодняшний день, когда завершена первая очередь строительства, уже появилось более двух тысяч новых рабочих мест, 70% которых уже заняли местные жители.

Все эти факторы позволяют выделить Тайшет как наиболее перспективную точку, способную внести огромный вклад в развитие экономики региона и страны. Возможности открытия новых транспортных коридоров север–юг, соприкасающихся с магистралями БАМа и Транссиба и имеющих выход сразу на 4 направления, строящиеся заводы, которые будут показывать передовые производственные мощности страны,уже развитый существующийуровень транспортной инфраструктуры – все эти факторы позволяют использовать Тайшет в качестве стратегического узла, открывающего новыенаправления в развитии неосвоенных территорий центральной и северной части Восточной Сибири.

 

Таким образом, усиленная поддержка наиболее перспективных развивающихся малых городов приведет к увеличению инвестиционного интереса и притоку новых жителей, что в свою очередь уменьшит проявления «очагового» расселения и сподвигнет к ускорению темпов развития новых территорий Восточной Сибири за счет продвижения населенных территорий в центральное и северное направление региона. Разработка подобных стратегий создает «третий путь» для развития городов Восточной Сибири, а итогомреализации этих стратегий станет формирование жизнестойкой и развитой инфраструктуры региона.

References

1. Transportnaya strategiya Rossiyskoy Federacii na period do 2030 goda. V red., vvedennoy v deystvie rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 11 iyunya 2014 goda N 1032-r // Kodeks: elektronnyy fond pravovoy i normativno-tehnicheskoy informacii. – URL: https://docs.cntd.ru/document/902132678

2. Strategiya razvitiya zheleznodorozhnogo transporta v Rossiyskoy Federacii do 2030 goda. Utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 17 iyunya 2008 goda N 877-r. r //Pravitel'stvo Rossii: oficial'nyy sayt. – URL: http://government.ru/docs/all/64817/ (data obrascheniya 23.11.2023).

3. Zakon Irkutskoy oblasti ot 10 yanvarya 2022 goda N 15-OZ Ob utverzhdenii strategii social'no-ekonomicheskogo razvitiya Irkutskoy oblasti na period do 2036 goda// Oficial'nyy internet-portal pravovoy informacii. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/3800202201110007 (data obrascheniya: 23.11.2023).

4. Integrirovannaya transportnaya sistema: Sovmestnyy doklad Centra Strategicheskih razrabotok i Centra ekonomiki infrastruktury po razvitiyu transportnoy sistemy i ee roli v Strategii razvitiya Rossii do 2024 g. / M. Fadeev, M. Dmitriev, P. Stepanov [i dr.]; Centr ekonomiki infrastruktury (CEI); pod nauch. rukovodstvom P. Chistyakova. – Moskva, 2018. – URL: https://infraeconomy.com/tpost/7s1du2hsj1-integrirovannaya-transportnaya-sistema-2

5. Infrastruktura prostranstvennogo razvitiya RF: transport, energetika, innovacionnaya sistema, zhizneobespechenie / pod red. k.e.n. O.V. Tarasovoy. – Novosibirsk: IEOPP SO RAN, 2020.

6. Skryabin, P. V.Scenarnoe razvitie planirovochnogo karkasa yuga Sibiri / P. V. Skryabin // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arhitekturno-stroitel'nogo universiteta. – 2022. – Vol. 24 (1). – P. 78-91.

Login or Create
* Forgot password?