from 01.01.2017 to 01.01.2022 Moscow Institute of Architecture (state academy) (Urban planning, student)
from 01.01.2022 to 01.01.2024 Moscow, Moscow, Russian Federation
from 01.01.2022 to 01.01.2024
OKSO 07.03.04 Градостроительство
BBK 85 Искусство. Искусствознание
Accelerated development of the most promising small towns in Eastern Siberia will lead to economic growth of the region and the country as a whole, as well as accelerated development of the central and northern parts of the region.
Eastern Siberia, Taishet city, Ust-Kut city, urban planning, urban planning analysis, Trans-Siberian railway, Baikal-Amur railway
Восточная Сибирь на сегодняшний день является одним из наиболее перспективных для развития регионов России. Огромный ресурсный потенциал территорий, представленный залежами цветных и благородных металлов, железных руд, а также лесными и водными ресурсами, делают ее главным сосредоточением основных топливно-энергетических богатств страны. Считается, что в Сибири располагается половина всех общероссийских запасов леса, две трети топливно-энергетических и треть всех земельных ресурсов. Однако в ближайшем будущем данные могут измениться в большую сторону, ведь Восточная Сибирь освоена значительно меньше Западной, ввиду крайне суровых климатических условий. Зимой вести промышленную деятельность мешают сильные морозы, огромная глубина промерзания грунта, высокая влажность воздуха и сильный ветер, алетом, помимо высокой влажности, многочисленные насекомые.
Также преимуществом Восточной Сибири является ее выгодное географическое положение. Регион имеет общие границы с Китаем и Монголией и располагается на существующих транзитных путях из Европы в восточные страны. Возможность организации новых наземных и воздушных связей между странами Азиатско-Тихоокеанского региона, Северной Америкой, Индией и странами Юго-Восточной Азии делают этот регион одним из самых ценных в транспортно-логистической сфере России.
На сегодняшний день наиболее освоена южная часть Восточной Сибири, здесь располагается большинство крупных городов и все административные центры субъектов региона. Именно в южной части проходят две главные железнодорожные магистрали России – Байкало-Амурская магистраль (БАМ) и Транссибирская магистраль (Транссиб). Озеро Байкал также расположено в южной части региона, что в совокупности с менее суровым, по сравнению с северной частью,климатоминалаженными железнодорожным и авиационным сообщениями создают огромный туристический потенциал региона.
Сейчас основная часть государственной поддержки и финансированияидет на развитие административных центров и прилегающих к ним крупных поселений в южной части региона. Такая стратегия позволяет поддерживать должный уровень жизни и привлекательности крупных сибирских городов, но, как следствие, стимулирует проявления «очагового» расселения, при котором вся основная часть жителей располагается вблизи крупных городов, что замедляет этапы освоения новых территорий. Смещение акцентов с приоритета поддержки административных центров на нужды развития наиболее перспективных, стратегически ценных малых городов и поселений позволит ускорить темпы освоения новыхтерриторий центральной и северной части региона. Безусловно, для увеличения выгоды и темпов развития такие поселения уже должны иметь базовую инфраструктуру, способную обеспечить нужды проживающих там людей, а также иметь в распоряжении запас инфраструктурных мощностей или высокий потенциал для форсированного развития, что позволит достичь нужных результатов в более короткие сроки. На данный момент хочется отметить два малых города, которые соответствуют данным требованиям и являются наиболее привлекательными для развития.
Первым рассматриваемым малым городом является Усть-Кут, выступающий в роли мощного транспортного узла. Стоит отметить, что город всегда являлся особо важной точкой на карте России в экономическом и политическом плане. Одним из основных занятий Усть-Кута было обслуживание проходящих по путям БАМа грузовыхсоставов,однако в середине 1990-х показатели грузоперевозок сильно снизились, и транзит через город практически прекратился. Это привело к снижению уровня жизни в городе испровоцировало крупный отток населения. Однако сейчас в документах территориального планирования до 2035 года предусмотрено строительство новой железнодорожной и автомобильной трассы Иркутск – Усть-Кут, которая создаст новый транспортный коридор север–юг, а также будет иметь возможность транзитного выхода в Монголию и Китай.
Городтакже показывает высокий потенциал в развитии промышленности. За последние 5 лет в эксплуатацию были введены несколько крупных объектов энергетики. Одним из них является подстанция «Усть-Кут» на 500 кВ, которая служит в процессах перераспределения энергии на территории северной части Иркутской области, Приморья и Сахалина, а также питает развитие второй ветки БАМа. В сфере промышленности произошел значительный скачок, так как был решен остро стоящий вопрос нехватки электроэнергии. В настоящее время ведется строительство крупного объекта на периферии города – Иркутского полимерного завода, также с территории городского округа идет круглосуточная отгрузка газа на АНХК и параллельно развивается отрасль лесопереработки.
За счетактивногоразвития промышленности городасоздается большое количество рабочих мест и открываютсяновые площадкималого и среднего бизнеса. Параллельно происходит модернизациятранзитных путей, ввиду прохождения большого количества грузов, перевозимых как автомобильным транспортом, так и через пути БАМа, проходящие через город.Особенно отмечается значительное увеличение авиаперевозок.
Также за последние годы появилось большое количество новых подрядных организаций, зарегистрировавшихся в Усть-Куте.Этот фактор обеспечивает значительный рост в финансировании города и поддерживает его дальнейшее развитие,делая его одним из полюсов развития Восточной Сибири.
Однако положение жилого фонда Усть-Кутана сегодняшний день не отвечает запросам быстро развивающегося города. Большая часть жилых домов была построенав середине XX века, и многие из нихуже обветшали и пришли в негодность.Ранее городом выкупалась существующая недвижимость со вторичного рынка, но начиная с 2021 года принято решение о строительственового социального жилья. Активное развитие и появление новых предприятий приводят к необходимости созданияжилья для пребывающего населения. Запланировано строительство более 80000 квадратных метров жилья для обслуживания работников Иркутского завода полимеров. Также планируется строительство объектов первоочередной социальной инфраструктуры: школ, детских садов, поликлиник и больниц, физкультурно-оздоровительных комплексов и домов культуры. Комплексный подход к освоению новых территорий,создаст сбалансированную городскую среду, способствующую улучшение демографической ситуации региона. Данный стимул развития необходимо поддержать и закрепить в будущем.
Вторым рассматриваемым малым городом является Тайшет, располагающийся в западной части Иркутской области. Именно здесь пути БАМа берут свое начало и отделяются от магистрали Транссиба, создавая в городе крупнейший железнодорожный узел. Благодаря тому, что город является связующей точкой четырех направлений (Абакан, Братск, Иркутск, Красноярск), он играет ключевую роль во всей системе транспортно-логистических потоков страны. Город уже является связующей точкой направления запад-восток, а в дальнейшем, при освоении новых территорий северной части региона может стать основополагающей точкой ответвления коридора север–юг.
Помимо развитой базовой наземной инфраструктуры, в пределах Тайшетского округа расположен старый не функционирующий аэродром 1930-х годов, который на сегодняшний день уже пришел в негодность. Однако в марте 2022 года официально зарегистрирована организация ООО «Тайшетаэро», которая планирует строительство нового аэропорта на существующей базе. Планируется, что аэропорт возобновит пассажирские перевозки, наладит авиасообщение с крупными городами и административными центрами, открыв направления Тайшет–Иркутск–Братск–Красноярск. Помимо этого, откроется возможность грузовых авиаперевозок, что еще больше повысит темпы промышленного развития города.
Кроме того, на конец 2024 года в Тайшете планируется завершение строительства и ввод в эксплуатацию нового алюминиевого завода «ТаАЗ». Планируется, чтозавод займет 3 место в России после Братского и Красноярского, что в свою очередь еще больше загрузит пути БАМа и Транссиба. При завершении первой очереди строительства завод будет ежегодно производить более 400 тыс. тонн алюминия, а при полном вводе в эксплуатацию производственная мощность составит более 750 тыс. тонн. На сегодняшний день, когда завершена первая очередь строительства, уже появилось более двух тысяч новых рабочих мест, 70% которых уже заняли местные жители.
Все эти факторы позволяют выделить Тайшет как наиболее перспективную точку, способную внести огромный вклад в развитие экономики региона и страны. Возможности открытия новых транспортных коридоров север–юг, соприкасающихся с магистралями БАМа и Транссиба и имеющих выход сразу на 4 направления, строящиеся заводы, которые будут показывать передовые производственные мощности страны,уже развитый существующийуровень транспортной инфраструктуры – все эти факторы позволяют использовать Тайшет в качестве стратегического узла, открывающего новыенаправления в развитии неосвоенных территорий центральной и северной части Восточной Сибири.
Таким образом, усиленная поддержка наиболее перспективных развивающихся малых городов приведет к увеличению инвестиционного интереса и притоку новых жителей, что в свою очередь уменьшит проявления «очагового» расселения и сподвигнет к ускорению темпов развития новых территорий Восточной Сибири за счет продвижения населенных территорий в центральное и северное направление региона. Разработка подобных стратегий создает «третий путь» для развития городов Восточной Сибири, а итогомреализации этих стратегий станет формирование жизнестойкой и развитой инфраструктуры региона.
1. Transportnaya strategiya Rossiyskoy Federacii na period do 2030 goda. V red., vvedennoy v deystvie rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 11 iyunya 2014 goda N 1032-r // Kodeks: elektronnyy fond pravovoy i normativno-tehnicheskoy informacii. – URL: https://docs.cntd.ru/document/902132678
2. Strategiya razvitiya zheleznodorozhnogo transporta v Rossiyskoy Federacii do 2030 goda. Utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 17 iyunya 2008 goda N 877-r. r //Pravitel'stvo Rossii: oficial'nyy sayt. – URL: http://government.ru/docs/all/64817/ (data obrascheniya 23.11.2023).
3. Zakon Irkutskoy oblasti ot 10 yanvarya 2022 goda N 15-OZ Ob utverzhdenii strategii social'no-ekonomicheskogo razvitiya Irkutskoy oblasti na period do 2036 goda// Oficial'nyy internet-portal pravovoy informacii. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/3800202201110007 (data obrascheniya: 23.11.2023).
4. Integrirovannaya transportnaya sistema: Sovmestnyy doklad Centra Strategicheskih razrabotok i Centra ekonomiki infrastruktury po razvitiyu transportnoy sistemy i ee roli v Strategii razvitiya Rossii do 2024 g. / M. Fadeev, M. Dmitriev, P. Stepanov [i dr.]; Centr ekonomiki infrastruktury (CEI); pod nauch. rukovodstvom P. Chistyakova. – Moskva, 2018. – URL: https://infraeconomy.com/tpost/7s1du2hsj1-integrirovannaya-transportnaya-sistema-2
5. Infrastruktura prostranstvennogo razvitiya RF: transport, energetika, innovacionnaya sistema, zhizneobespechenie / pod red. k.e.n. O.V. Tarasovoy. – Novosibirsk: IEOPP SO RAN, 2020.
6. Skryabin, P. V.Scenarnoe razvitie planirovochnogo karkasa yuga Sibiri / P. V. Skryabin // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arhitekturno-stroitel'nogo universiteta. – 2022. – Vol. 24 (1). – P. 78-91.