Planning formation of cities in extreme climatic conditions of the North at the macro, meso and micro levels using the example of Yakutsk and Murmansk
Section: PRACTICE
Abstract and keywords
Abstract (English):
The text of the article emphasizes the uniqueness of the northern territories, as well as the threats and challenges associated with extreme climate in the modern world. Various parameters that determine the formation of cities in the North are considered and their classification into macro-, meso-, and micro levels is proposed, corresponding to the consideration of the city on the scale of the settlement system, the city as an independent unit and the city as a complex consisting of individual elements. These parameters are illustrated using the examples of Murmansk and Yakutsk, two large northern cities, and some urban planning problems and possible ways to solve them at various levels are discussed.

Keywords:
planning structure of the city, extreme climatic conditions of the North, macrolevel, mesolevel, microlevel, Murmansk, Yakutsk
Text
Text (PDF): Read Download

Географическое положение территории – это первое, что определяет ее характеристики и уникальность, влияет на то, какой рельеф, климатические условия на ней преобладают. Говоря о формировании структуры поселений и системы расселения в целом, мы мыслим градостроительными категориями, однако они являются реакцией в первую очередь на особенности местности. Таким образом, мы приходим к выводу, что природно-климатические условия территории – это ее «исходный код», все остальные параметры как бы «наслаиваются».

Северные территории уникальны. Сочетание различных по экстремальности климатических условий делает их труднодоступными для человека, а сложившуюся там экосистему хрупкой и уязвимой. Тем не менее, человечество постоянно совершенствует свои навыки по выживанию в самых неблагоприятных условиях, что оказывает сильнейшее воздействие на биосферу в целом и на северные территории в особенности. Активное воздействие человека на планету, оказываемое ростом населения[1], повышением производства, вредных выбросов и энергии в виде тепла приводит к повсеместному изменению климата, таянию ледников, увеличению количества природных катастроф и т. д.

По прогнозам специалистов, с тем уровнем воздействия человека на окружающую среду, который существует сегодня, температура будет расти не менее, чем на 0,3°С ежегодно, что будет провоцировать все новые природные катастрофы [10]. А это означает, что глобальное изменение климата делает проблему уязвимости северных территорий еще более актуальной. Так, например, из-за потепления происходит оттаивание многолетней мерзлоты, что опасно для зданий с конструктивной точки зрения, так как свайный фундамент, рассчитанный именно на многолетнюю мерзлоту, перестает выполнять свою функцию в процессе оттаивания и пучения грунтов[2]. Таким образом, уже урбанизированные, заселенные и активно эксплуатируемые территории требуют пересмотра подходов к планированию территории и возведению зданий и сооружений.

Реальную опасность в случае потепления и оттаивания грунтов представляют микроорганизмы, оттаивающие вместе с грунтом: бактерии и вирусы, давно не проявлявшие активность, могут снова дать знать о себе, провоцируя эпидемии [12]. С изменением температуры, климата нарушается взаимодействие внутри биогеоценоза – мигрируют или вымирают животные, исчезают растения, то есть меняется состав биосферы на конкретной территории, перестают существовать эндемики, природа теряет разнообразие. Именно поэтому любое наше воздействие должно руководствоваться принципом «не навреди». Считаем необходимым подчеркнуть важность влияния человека на природу и неотвратимость наступающих последствий в тематике развития и реорганизации северных территорий.

Экономические и политические процессы в стране играют важную роль при выборе вектора развития, в том числе и северных территорий [1, 2]. Однако исторический опыт показывает нам, что данные процессы могут меняться достаточно быстро: при резких колебаниях на политической арене происходит изменения строя, экономического уклада, подхода к дальнейшему развитию страны.

На контрасте обозначим, что материальное отображение градостроительного подхода – планировочная структура поселений, каркас системы расселения – не может так же быстро перестроиться даже при кардинальных изменениях в стране. Это повышает уровень ответственности при принятии решений градостроительного характера. Поэтому в рамках исследования определим градостроительство как приоритетный вектор развития [8].

Говоря о параметрах планировочного формирования городов в экстремальных климатических условиях Севера, мы выделяем макро-, мезо- и микроуровни. Далее чуть более подробно раскроем каждый из них и проанализируем на примере Мурманска и Якутска. Они выбраны, так как оба являются крупными северными городами, имеют общие черты, однако при этом очень отличаются друг от друга. Важно подчеркнуть, что перечисленные параметры выявлены и сгруппированы по уровням в контексте северных городов. Некоторые из параметров могут быть актуальны и для других городов, однако данные закономерности не рассматриваются, так как выходят за рамки границ исследования.

Начнем с макроуровня, где город рассматривается как элемент системы расселения. Здесь обозначим такие параметры, как роль города во взаимодействии с близлежащими населенными пунктами, транспортная связанность, доступные виды внешнего транспорта, принципиальный состав населения (по принадлежности к культуре, месту проживания), а также факторы, определяющие идентичность, уникальность рассматриваемого поселения.

Мурманск – региональный центр с населением более 260 тыс. чел.[3], с тенденцией к убыванию. Он расположен в северной части области и является административным, экономическим, транспортным, культурным, образовательным центром для других городов области, представляет собой городской округ, включающий близлежащие поселения.

Важна его роль незамерзающего портового города с выходом в Баренцево море и Северный Ледовитый океан, то есть прямая связь с Северным морским путем (СМП). Расположенный на Севере относительно центра России, он связан с южными территориями железной дорогой, а также имеет международное авиасообщение: рядом с городом есть международный аэропорт.

Город был основан в начале XX века, активно развивался в советское время в качестве транспортного центра, рыбного порта, важную роль сыграл во время Великой Отечественной войны. Население в большей степени однородно, представлено потомками переселенцев, постоянно проживающих в городе. Идентичность места определяется тем, что Мурманск – крупнейший в мире город за Северным полярным кругом.

Якутск – также региональный центр с населением более 360 тыс. чел.[4] с тенденцией к росту. Расположен в центральной части Республики Саха (Якутия). Является городским округом и центром огромнейшей территории, так как Якутия – самая большая административно-территориальная единица не только в РФ, но и в мире. Он также играет роль транспортного, культурного, образовательного, логистического, промышленного центра из-за его географического положения и главенствующей роли в регионе.

С крупными городами других регионов, а также иными поселениями Республики город связан в первую очередь авиасообщением в силу большой удаленности от центрального региона, а также низкой плотностью населенных пунктов и сети транспортного каркаса Дальнего Востока. Автодороги не являются самым надежным видом сообщения по причине дороговизны их эксплуатации, а также суровых климатических условий, ограничивающих передвижение в межсезонье. В зимнее время формируется сезонная транспортная связь в виде автозимников. Важное значение имеет отсутствие железнодорожного сообщения: ж/д станция расположена на противоположном берегу Лены, сам Якутск к ней не подключен.

Якутск был основан в первой половине XVII века, изначально относился к территориям, освоенным лишь местным населением. С активной миграцией населения из европейской части постепенно приобретает значение опорного пункта. В настоящий момент заселен как потомками переселенцев, так и коренным населением: северными малочисленными и крупными народностями.

Недалеко от Якутска располагается Оймякон – обитаемое место, где была зарегистрирована самая низкая температура на Земле. Так что Якутск также с точки зрения идентичности места определяется как полюс холода с одной из максимальных температурных амплитуд в течение года.

На мезоуровне город рассматривается через его планировочные характеристики как единая система, которая формируются на основе расположения поселения в пространстве, взаимного расположения функциональных зон, решения вопроса взаимодействия с климатом на уровне планировочных решений, расчетного срока эксплуатации застройки.

Рассмотрим проявление перечисленных параметров в планировочной структуре Якутска. Первое поселение было сформировано в долине Туймаада, на побережье Лены. За прошедшие четыре века поселение разрослось до крупного города, однако планировочная структура города продолжала формироваться как ответ на крупные природные объекты – реку, ее протоки и озера, лесные массивы, возвышенности и другие неровности рельефа. Поэтому улично-дорожная сеть и планировка города в целом имеет радиальное полукольцевое строение, вытянутое вдоль реки. Центральная часть представлена преимущественно общественными и жилыми зонами, коммунально-производственные зоны располагаются ближе к окраинам и отделены от селитьбы транспортными коммуникациями (рис. 1).

Аналогично рассмотрим, как сформировался Мурманск, анализируя планировочную структуру по тем же параметрам (рис. 2). Так как город изначально основан как перспективное место для размещения морского незамерзающего порта на берегу Кольского залива, вдоль побережья и сейчас располагаются портовые сооружения. УДС представляет собой сеть дорог, расположенных параллельно и перпендикулярно береговой линии, однако в отличие от Якутска они огибают не побережье, а внутреннюю, противоположную от него часть. Большое значение имеет неровный рельеф: дороги огибают возвышенности, застройка располагается параллельно горизонталям, зачастую стелется террасами на склонах. Центральные, наиболее равнинные части города имеют правильную ортогональную структуру УДС, тогда как фрагменты городской ткани, расположенные на возвышенностях, реагируют непосредственно на рельеф.

И Мурманск, и Якутск – крупные города, поэтому в них преобладает капитальная застройка, рассчитанная на долгосрочный период эксплуатации. Говоря о характерной реакции застройки на климат, отметим, что поскольку оба города имеют определенную историю, застройка изначально формировалась по тем же принципам, что и в более южных регионах. Эффективность использования свайного фундамента на многолетнемерзлых грунтах привела к появлению «домов на ножках» в Якутске, однако это не повлияло на облик города в целом. Наиболее заметным проявлением данного параметра является применение климатронов или частично крытых переходов. Однако в данных городах это не распространено: построенные крытые переходы не пользуются популярностью у населения, так как уход за ними сложен в условиях местного климата.

На микроуровне город рассматривается через призму восприятия жителями, и представлен параметрами, определяющими элементы городской структуры: наиболее распространенные морфотипы, высота и колористические решения застройки, внешние конструктивные особенности зданий, наличие и особенности общественных пространств, взаимодействие природы и антропогенной среды, наличие точек обзора города, виды и расположение доминант. Рассматриваются составляющие элементы города, ограниченные радиусом влияния человека в процессе своей жизнедеятельности. Более подробный по перечисленным параметрам анализ Мурманска и Якутска проведен в статье, посвященной пространственной артикуляции этих городов [9].

В процессе проведения представленного анализа ставилась цель выявить некоторые проблемы градостроительного характера, а также рассмотреть возможные способы их решения на различных уровнях. Это показывает, что в зависимости от выбранного уровня проблема оказывается в компетенции различных органов, решается разработкой соответствующей градостроительной документации, а также позволяет прогнозировать, на что повлияет решение выявленной проблемы.

Так, проблема слабой связанности противоположных берегов характерна и для Мурманска, и для Якутска. Это вопрос мезоуровня – взаимодействия функциональных зон и связанности территории внутри города. Однако он также может быть рассмотрен и на микроуровне, как проблема оторванности и дискомфорта населения, проживающего на менее освоенном берегу. В зависимости от ожидаемого решения выбирается соответствующий уровень рассмотрения.

На микроуровне доступно такое решение, как благоустройство территории рядом с жилой зоной, в результате которого жители получат более комфортную среду с точки зрения наличия рекреационных пространств. Однако также проблема может быть решена путем строительства моста и формированием наиболее короткой связи между оторванными друг от друга частями города или организации мест приложения труда в непосредственной близости от жилой зоны, что частично решит вопрос ежедневной маятниковой миграции. В этом случае проблема решается на мезоуровне (параметр внутригородских транспортных связей и взаимодействия функциональных зон).

При этом важно отметить наличие прямой зависимости: чем выше уровень, тем больших финансовых вложений и трудовых ресурсов он требует, однако тем глобальнее изменения.

Проводя параллели между выявленными уровнями и градостроительной документацией, можно отметить, что сформировалась следующая зависимость: планировочное формирование городов на макроуровне сводится к схемам градостроительного планирования развития территорий субъектов РФ и их частей; на мезоуровне – к документации территориального планирования и зонирования – то есть к разработке (корректировке) генерального плана поселения или к утверждению (внесению изменений) правил землепользования и застройки; на микроуровне – к документации (например, проектам) по планировке территории.

В заключение еще раз подчеркнем, что предлагаемое деление на уровни дается с целью упорядочивания параметров, формирующих город как элемент системы расселения страны, самостоятельную единицу и комплекс более мелких систем. Это дает понимание, на что могут влиять предлагаемые изменения, для реалистичной оценки предполагаемых результатов. Так, создание комфортных общественных пространств в неудобной и недоступной части города не станет положительным изменением для населения, т. к. в условиях сурового климата эти пространства станут недоступными. Создание туристической инфраструктуры, рассчитанной не только на местное население, но и на приезжих, бессмысленно при отсутствии крепкого каркаса системы расселения именно в этом месте: люди просто не смогут добраться и воспользоваться этой инфраструктурой. Последние примеры иллюстрируют, что все процессы в городе взаимосвязаны, поэтому для решения комплексной проблемы требуется действовать последовательно, прибегая к решениям различных уровней и максимально эффективно используя доступные ресурсы.

 

 

[1] Счетчик населения Земли : интернет-портал. – URL : https://countrymeters.info/ru/World (дата обращения 29.03.2024)

[2] На Аляске потепление климата разрушает почву под городом Уткиагвик // Портал развития Арктики. – URL: https://goarctic.ru/news/na-alyaske-poteplenie-klimata-razrushaet-pochvu-pod-gorodom-utkiagvik/ (Дата обращения 10.05.2024)

[3] Численность постоянного населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2023 года: данные Службы государственной статистики // Официальный интернет-портал статистической информации. – URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13282 (дата обращения: 10.05.2024).

[4] Там же.

References

1. Strategiya razvitiya Arkticheskoy zony Rossiyskoy Federacii i obespecheniya nacional'noy bezopasnosti na period do 2035 goda: utverzhdena ukazom Prezidenta Rossiyskoy Federacii ot 26 oktyabrya 2020 g. № 645 // Oficial'nyy internet-portal pravovoy informacii. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202010260033?index=3 (data obrascheniya: 30.04.2022).

2. Perechen' porucheniy po itogam soveschaniya po razvitiyu ZATO i naselennyh punktov Arkticheskoy zony Rossii: utverzhden Prezidentom RF ot 18 avgusta 2023 goda // Prezident Rossii: oficial'nyy sayt. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/ orders/72097 (Data obrascheniya 27.11.2023).

3. Pravila zemlepol'zovaniya i zastroyki municipal'nogo obrazovaniya gorod Murmansk // Oficial'nyy sayt administracii goroda Murmanska. – URL: https://www.citymurmansk.ru/strukturnye_podr/?itemid=118#descr (data obrascheniya 14.05.2024).

4. Blagodeteleva, O. M. Principy razvitiya gradostroitel'nyh sistem arkticheskoy zony Respubliki Saha (Yakutiya) v sovremennyh usloviyah: dis. … kand. arhitektury: 05.23.22 / Blagodeteleva Ol'ga Mihaylovna; Mosk. arh. institut. – Moskva, 2018.

5. Blagodeteleva, O. M. Teoreticheskie poiski i praktika formirovaniya sistem rasseleniya severnyh territoriy Rossii / O. M.  Blagodeteleva // Akademicheskiy vestnik UralNIIproekt RAASN. – 2017. – № 1. – S. 23–28.

6. Blagodeteleva, O. M.  Evolyuciya i sovremennye tendencii razvitiya sistem rasseleniya v rayonah Severa (na primere SShA, Kanady i Rossii) / O. M.  Blagodeteleva // Vestnik PNIPU. Prikladnaya ekologiya. Urbanistika. – 2017. – № 3. – S. 5–25.

7. Geoinformacionnyy portal goroda Yakutska. – URL: https://map.yakadm.ru/#/app/app/tp/geoportal/task/2065e16c54e64c36a51826f83d5247b9 (data obrascheniya 14.05.2024).

8. Gradostroitel'naya doktrina Rossiyskoy Federacii / G. V. Esaulov, I. G. Lezhava, V. Ya. Lyubovnyy i dr.; Rossiyskaya akademiya arhitektury i stroitel'nyh nauk. – Moskva : Ekoninform, 2014.

9. Rostovskaya, A. A. Prostranstvennaya artikulyaciya krupnogo severnogo goroda / A. A. Rostovskaya // Architecture and Modern Information Technologies. – 2022. – № 2 (59). – S. 161 – 174. URL: https://marhi.ru/AMIT/2022/2kvart22/PDF/11_rostovskaia.pdf – DOI:https://doi.org/10.24412/1998-4839-2022-2-161-174.

10. Tetel'min, V. V. Formula maksimal'nogo global'nogo potepleniya / V. V. Tetel'min. // Vestnik RUDN. Seriya: Ekologiya i bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti. – 2022. – T. 30. – №1. – S. 45–57. – URL: http://doi.org/10.22363/2313-2310-2022-30-1-45-57

11. Chayka, E. A. Principial'nye podhody k prostranstvennoy organizacii severnyh i arkticheskih territoriy / E. A. Chayka // Architecture and Modern Information Technologies. – 2022. – № 1 (58). – S. 174–187. – URL: https://marhi.ru/AMIT/ 2022/1kvart22/PDF/11_chajka.pdf – DOI:https://doi.org/10.24412/1998-4839-2022-1-174-187

12. Linking climate and infectious disease trends in the Northern/Arctic Region / Yan Ma, Georgia Destouni, Zahra Kalantari [et al.] // nature.com. – Published 19 October 2021. – URL: https://www.nature.com/articles/s41598-021-00167-z / (date of application 08.04.2022).

Login or Create
* Forgot password?