Archetypical image of arch in architecture
Abstract and keywords
Abstract (English):
In this article the arch is considered a compositional inversion of the archetype in architecture. The study shows 3 levels of integration of arches in architecture: structural, philosophical, synthetic.

Keywords:
archetype, block house, arch, morphology
Text
Text (PDF): Read Download

У любого архитектурного элемента есть прошлое. С течением времени и под влиянием разных стилей и эпох они преобразовываются, развиваются, но при этом, изучая историю их применения, можно заметить некоторые закономерности. 
Карл Густав Юнг – психиатр, педагог и доктор медицины, положил начало новой школе в психологии, получившей название аналитической психологии. Его учение было направлено на наблюдение за бессознательными психическими процессами человека.
Юнг предположил, что личность, психика человека состоят из трех элементов – личное сознательное, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Личное бессознательное и сознательное представляют собой индивидуальные приобретения человека – собственный жизненный опыт, воспитание, воздействие культуры, в которой он вырос. 
Но именно в коллективном бессознательном заключается основная идея Юнга, где личность не зависит исключительно от воздействия окружающей среды, а появляется на свет с уже готовым “эскизом”. В нем содержится опыт прошлых поколений людей, представления о мире и о предметах. Заложенные в коллективном бессознательном основополагающие, коренные мотивы и представления Юнг назвал архетипами. Их достаточно много, основными являются архетип Матери, Отца, Героя, Мудрого старца и так далее. Юнг утверждает, что архетипы присущи каждому народу и культуре в прошлом и настоящем. И действительно, в мифах, легендах, сказках совершенно разных стран, народов прослеживаются одни и те же архетипические образы, то есть воплощения того или иного архетипа. 
Исходя из теории К. Юнга, архитектура может также рассматриваться как система композиционной инверсии архетипов. Проведенное авторами исследование выделяет несколько смысловых линий арки как архетипа в архитектуре. Полученные результаты научного исследования интегрированы в проект по курсовому заданию «Блокированный дом» на кафедре Основ архитектурного проектирования в группе под руководством канд. архитектуры, доц. Дадашевой М. М. и доц. Скитевой Н. Г.
Арка – один из древнейших архитектурных элементов, она используется в строительстве со времен древней Месопотамии, Древнего Египта и Сирии. Зиккурат в Уре является древнейшим примером сооружения с аркой. Он датируется 2047 годом до н. э. В I веке н. э. в Риме был построен карфагенский амфитеатр, состоящий из круга арок, украшенных фигурами людей и животных. Древние мастера уже тогда заметили новые тектонические возможности, которые предоставляла арка. Вот что писал посетивший карфагенский амфитеатр сеутский картограф Мухаммад Аль-Идриси: «Наверху каждой арки находится арка, а на нижней арке мы видим различные рельефные фигуры и любопытные изображения людей, животных, кораблей, выполненные с бесконечным мастерством». В это время арка все-таки еще занимала второстепенную роль в архитектурном образе сооружения, но с тех пор ей стали придавать все большее и большее значение. Так, около 540 года, при правлении Шапура I, появилась знаменитая арка дворца Таки-Кисра. Она входила в состав императорского дворцового комплекса и возвышалась на высоту около 30 метров, под ней находился тронный зал.
Римляне переосмыслили применение арки и придали ей триумфальное значение. Арки стали образом победы, силы и величия римской армии и ее правителя. Их возводили как в самом Риме, так и в завоеванных территориях, – как например монументальная арка в Пальмире, построенная в III веке во время правления Септимия Севера. В таком ракурсе «архетип арки» уже работает на философском уровне.
Наконец, в руках архитекторов готики арка достигла своего полного величия и красоты. Как известно, зодчие этого периода достигли невероятного мастерства в строительстве из камня, а готические соборы являются яркими примерами сочетания сложных конструктивных форм и символического философского наполнения архитектуры. В это время арка приобрела знаменитую стрельчатую форму, богатое украшение символическими религиозными образами и философское значение перспективного портала. Фасад кафедрального собора Питерборо украшают 3 огромных арочных портала, а внутри галереи из арок образуют нефы. Арки Руанского собора поддерживают многочисленные своды, облегчая конструкцию. Примеры архитектуры, привлеченные к исследованию, позволяют выделить здесь смешанный тип – философско-тектонический.
С тех пор арка не потеряла своей актуальности и остается любимым элементом современных архитекторов. Мусульманский культурный центр в Дачанге, Китай, был построен в 2015 году архитекторами Южно-китайского технологического университета (рис. 1 а). В данном проекте авторы использовали аркаду как доминирующий элемент фасада. Одним из известнейших примеров также является дом Brodsky, выполненный по проекту бюро «Цимайло, Ляшенко и Партнеры», где арка как элемент работает в художественно-эстетических координатах, выявляя 3-й уровень в классификации арки как архетипа – синтетический (рис. 1 б).
На базе изученного фактологического материала в исследовании выявлена классификация арок как архетипа. К трем основным принципам следует отнести: тектонический, где арка служит конструкционной основой здания или сооружения; пространственный (философский), где арка имеет религиозное значение или оказывает эмоциональное влияние; и синтетический, где на первый план выходит красота ее формы.
К первому типу можно отнести амфитеатр Колизей, акведуки, мосты, зальные большепролетные пространства, – например, винодельня «Бодегас Протос», спроектированный Ричардом Роджерсом в 2008 году. Наземная часть здания состоит из пяти стальных арок. Ко второму – Триумфальные ворота и порталы церквей и соборов, а к третьему – арочные окна и ниши готических соборов, а также аркады палаццо Ренессанса, в которых большое значение уделялось изящности, пропорциям, гармонии архитектуры.
В качестве наглядной демонстрации выявленной классификации мы подготовили 3 проекта блокированного дома, являющихся архетипическими образами, т. е. конкретными воплощениями архетипа (рис. 2 а-в).
Архетип арки как тектонической системы представлен в проекте Матковской М. (рис. 2 а). Данный архетип связан с образом прочности и долговечности, который часто приписывают аркам. Стены с арочными проемами облегчает конструкцию, сохраняя их прочность. Например, использование арок в Колизее позволило сделать его более высоким. 
В современной практике арки применяют в качестве несущей конструкции мостов, больших зальных пространств, вестибюлей метро. Действительно уникальным примером использования конструкционных свойств арки является Биржевой дом в Лондоне. Участок застройки располагался прямо над железнодорожными путями, что не давало возможности применить привычный метод строительства на фундаменте, из-за чего авторами проекта была придумана необычная конструкция – 10-этажное здание поддерживают огромные арки. Все нагрузки передаются на арочные конструкции с помощью стальных колонн, пронизывающих все здание целиком, а для уменьшения создаваемого распора в арках установлены затяжки. За архитектурную и инженерную ценность дома архбюро Skidmore, Owings & Merrill получило «Четвертьвековую награду» . В поиске композиционного приема для создания архетипического образа, который стал бы наиболее выразительным воплощением тектонического архетипа, выбор пал на прием противопоставления объемов (рис. 3). Изящные линии арок первого этажа находятся в ярком контрасте с тяжелым вторым этажом, массивность которого подчеркивается крупными формами цилиндров, образующих поверхность фасада.
Проект Лунгу А. (рис. 2 б) раскрывает философский архетип арки. Арка приобретает на примере фасадного решения духовное значение, а основной задачей проекта стал ответ на вопрос, как изменить настроение человека, возвращающегося с работы. Исторически арка символизирует портал, сакральный переход из одного мира, состояния в другой. Образ арки занимает значимое место в духовной части жизни человека и связан с сильными эмоциональными и духовными переживаниями. В Древнем Египте арка символизировала мистический переход между жизнью и смертью, в Риме возводили множество триумфальных арок, символизирующих военные победы. В данном проекте портал представлен не только как буквальный переход из улицы в дом, но и как духовный, задающий атмосферу и создающий определенный эмоциональный настрой. Таким переходом выступает коридор первого этажа, образованный несколькими арками и перекрытый сводом. Он протянулся на всю длину здания: со стороны главного фасада ведет внутрь дома и заканчивается выходом в палисадник. Приходя домой, человек восстанавливается от трудностей буднего дня, от негативных эмоций. Внутренняя отделка выполнена из дерева теплого оттенка. Арка, свод и цвет отделки создают теплую атмосферу, ощущение спокойствия и уюта. Человек понимает, что попал домой, отвлекается от внешней городской суеты.
Не менее важно то, что арка, помимо своей прочности и эффективности, имеет выразительную эстетичную форму. Она может добавить изящности и грации в общий вид здания и даже выступать в качестве визуального центра. Именно в такой логике развивается следующее решение блокированного дома – проект Кравченко М. (рис. 2 в), где арка служит синтетическим прообразом триумфального шествия. На передний план выходит ее «парадная», зрелищная функция, а тектонические и философские архетипические свойства и значения отходят на второй план. Целью проекта стало стремление показать, что арка может играть главную роль в оформлении фасада и быть доминирующим, а не только второстепенным элементом, а также задавать общий стиль и вид здания, акцентируя морфологию объекта. 
Таким образом, пользуясь идеей Карла Юнга можно выявить классификацию арки как архетипа: тектонический, философский и синтетический. Тектонический выражает несущую способность арки, устойчивость, прочность и долговечность; философский отражает символическое значение и духовную функцию арки, а синтетический раскрывает художественную выразительность образа арки и ее состоятельность как архитектурного элемента.
 

References

1. Glazychev, V. L. Arhitektura: Enciklopediya / V. L. Glazychev. – Moskva : «Dizayn. Informaciya. Kartografiya»; Astrel' ; AST, 2002. – 677 s.

2. Kavtaradze, S. Anatomiya arhitektury. Sem' knig o logike, forme i smysle / S. Kavtaradze. – Moskva : Vysshaya shkola ekonomiki, 2021. – 472 s.

3. Kapustin, P. V. Okno Kana / P. V. Kapustin // Proekt Baykal. – 2019. – № 59. – S. 142–145.

4. Yung, K. G. Arhetip i simvol / Karl Gustav Yung; predisl. A. M. Rutkevicha. – Moskva : Renessans, 1991.

Login or Create
* Forgot password?