Moscow, Moscow, Russian Federation
from 01.01.2007 until now Moscow, Moscow, Russian Federation
Moscow, Moscow, Russian Federation
from 01.01.2023 until now Universitet ITMO (Institut dizayna i urbanistiki, docent)
Sankt-Peterburg, St. Petersburg, Russian Federation
from 01.01.2013 until now
BBK 85 Искусство. Искусствознание
The problem of manifestation of the existing and formation of a new environmental identity by means of artificial light in the evening city and partly in the interior is considered. The approaches to the creation of optimal lighting solutions in nine modern trends of lighting design are analyzed. The problems of the development of professional education in the field of lighting design and lighting architecture are touched upon.
light in architecture, lighting design, artificial lighting, complex organization of the light environment, identity, lighting image
В условиях современной глобализации, цифровизации и унификации задача формирования идентичности – одна из ключевых в области архитектуры и дизайна. Искусственный свет является наиболее мощным, динамичным и перспективным инструментом создания нового средового образа города и его объектов. Современные технологии и инструментальная палитра светового дизайна способны решить самый широкий спектр задач, направленных на формирование информативно уникальных художественно-образных решений, связанных с историческим, культурным, архитектурно-пространственным контекстом. Однако современные проекты и реализации зачастую не предполагают эксклюзивности и направлены на тиражирование освоенных приемов освещения без учета места или объекта применения. Выявление содержательного потенциала среды и творческое продуцирование контекстуальных световых решений – проблема, требующая не только теоретического осмысления, но и расширения спектра экспериментальных практических реализаций, а также развития профессиональных компетенций в области образования.
Заявленные проблемы обсуждались на межсекционном круглом столе «Световая архитектура и световой дизайн» (председатель – проф., доктор архитектуры Щепетков Н. И., ученый секретарь – доц. Силкина М. А.), прошедшем 10 апреля 2024 г. в МАРХИ в рамках Международной научно-практической конференции «Наука, образование и экспериментальное проектирование 2024».
Круглый стол в рамках конференции МАРХИ проводится третий год и уже второй раз заявлена тема года: в 2024 году такой темой стала «Идентичность», что позволило выстроить конструктивный научный диалог между участниками и дало возможность получить более широкий срез видения данной проблемы. Одной из важных задач круглого стола организаторы видят объединение светодизайнеров-практиков и профессорско-преподавательского состава образовательных организаций РФ, задействованных в образовательном процессе в области светового дизайна на единой научной платформе. Такой подход позволяет обмениваться профессиональным опытом и совершенствовать образовательные программы, открывает перспективы для поиска актуальных направлений научных исследований и экспериментальных проектных реализаций. В 2024 году круглый стол объединил участников из 7 городов России – Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока, Ростова-на-Дону, Саратова, Оренбурга, Волгограда.
Основная дискуссия развернулась вокруг проблемы формирования средовой идентичности средствами искусственного света. Обсуждались актуальные тенденции формирования светового образа городских пространств и интерьеров. Были обозначены проблемы формирования уникальных световых сред и отмечено преобладание реализации типичных образов с использованием штампов (Быстрянцева Н. В., Силкина М. А.). В рамках обсуждения рассматривались результаты реализации уникальных проектов в области формирования идентичности: крупномасштабные и малые инсталляции для Санкт-Петербурга (Быстрянцева Н. В., Низаева А. Р.), освещение пространства дома-музея Петрова-Водкина в г. Хвалынске (Кумакова Н. А., Криницина А. П.), средовые проекты для малых городов Волгоградской области (Матовников С. А., Тисленко А. А.), проявление идентичности деревянного дома в стиле модерн в г. Кимры (Приходько А. Г.). Проблемы освещения вертикальных архитектурных доминант, реальных и виртуальных, связанных с формированием разномасштабных световых горизонтов над ночным городом, рассматривались в докладах Щепеткова Н. И., Иванова Д. А., Силкиной М. А. Был отмечен значимый вектор развития исследований, ориентированных на применение современных световых технологий: VR, голографических, медиа (Карпенко В. Е., Лебединская А.Р., Худолеева Е. О.). Рассматривался потенциал создания световых объектов с опорой на творчество мастеров светового искусства (Клешняк П. К., Низаева А. Р.). Было уделено внимание созданию световых сценариев и специализированных световых приемов для северных городов в условиях полярной ночи (Романова Е. Н., Миславская Т. О.), озвучена проблема внедрения световой компоненты в учебное проектирование, в частности, на уровне проектирования музейных пространств (Соколова М. А.). В интерьерной проблематике уделено внимание организации освещения предприятий общественного питания для формирования эмоциональной среды в помещениях в зависимости от специфики ресторана (Слугина Н. А.) [1, с. 401-435].
Помимо основной дискуссии были затронуты проблемы развития образовательных программ в области светового дизайна и включения в учебный процесс соответствующей тематики. Несмотря на наличие утвержденного профессионального стандарта светодизайнера – «Специалист по световому дизайну и проектированию инновационных осветительных установок», вопросы развития специализированного высшего образования по-прежнему не решены на государственном уровне. Отсутствие системы подготовки квалифицированных кадров не способствует формированию инновационных и уникальных проектных решений в области освещения объектов, значимых для проявления идентичности. В настоящий момент приостановлена программа «Световой дизайн», которая несколько лет успешно реализовывалась канд. арх., доц. Быстрянцевой Н. В. в Университете ИТМО (Санкт-Петербург) и высоко оценивалась профессиональным сообществом за ее потенциал в обеспечении отрасли компетентными кадрами. Большие сложности для профессии возникают в связи с исключением (с 2025 года) из перечня направлений подготовки высшего образования направления «Дизайн архитектурной среды». В основном на базе этого направления в вузах РФ многие годы развивались учебные программы в области светодизайна, как на уровне отдельных профильных дисциплин, так и на уровне тематики выпускных квалификационных работ бакалавриата. Включение компоненты светового дизайна в образовательный процесс УГСН «Архитектура» всегда сталкивалось с рядом сложностей. В первую очередь, на уровне курсовых проектов бакалавриата 3-4 курса, которые требуют от студентов решения традиционных архитектурных задач в достаточно сжатые сроки. А ночные визуализации, которые все чаще используются для «подачи» проекта, как правило, не являются продуктом светодизайна – проектирования искусственного освещения объекта, и с этой точки зрения носят, возможно эффектный, но случайный характер, не проектный, а рекламно-визуализационный.
Наиболее продуктивно темы светового дизайна развиваются на уровне магистерских и кандидатских научных исследований по инициативе и под руководством единичных энтузиастов-профессионалов в ряде городов РФ – от Санкт-Петербурга до Владивостока. В магистерских программах такие темы могут быть подкреплены направленностью профиля подготовки, специализированными дисциплинами, а также консультациями смежных специалистов, что позволяет обеспечивать некий качественный уровень. В настоящее время получила развитие программа «Световой дизайн» направления подготовки «Дизайн (по отраслям)» на кафедре «Промышленный дизайн» в СПГХПА им. А. Л. Штиглица (г. Санкт-Петербург) под руководством канд. арх., доц. Быстрянцевой Н. В. Программа развивается на основе утвержденного 27 сентября 2018 г. профессионального стандарта «Специалист по световому дизайну и проектированию инновационных осветительных установок». В компетенции студентов входят: выполнение работ по концептуальному решению световой среды объекта светового дизайна, инновационной осветительной установки; концептуальная художественно-техническая разработка светодизайн-проектов осветительных установок; создание эскизов элементов объектов светового дизайна; руководство и разработка проектного задания на объекты светового дизайна инновационной осветительной установки и др. На круглом столе был представлен ряд интересных докладов магистрантов программы «Световой дизайн», посвященных проектированию световых объектов, основанных на изучении творчества знаковых художников, занимающихся светом. В частности, результат студенческих работ 1 семестра 1 курса по дисциплинам «Художественный язык света и основы зрительного восприятия» (рук. – канд. арх., доц. Быстрянцева Н. В.) и «Системное проектирование» (доц. Ракитин К. В.) – анализ визуального языка художников-светодизайнеров и создание инсталляций, основанных на творческих приемах авторов (например, Джеймса Таррелла) для локального средового фрагмента в Санкт-Петербурге.
Во Владивостоке в ДВФУ, Департамент архитектуры и дизайна, канд. арх., доц. Карпенко В. Е. последние годы руководит образовательной программой «Дизайн архитектурной среды» с упором на светодизайн и VR-технологии с многочисленными студенческими работами макетного и композиционного светомоделирования и активными научными публикациями.
Опыт включения в учебный процесс бакалавриата светодизайнерской тематики был представлен проф., канд. арх. Матовниковым С. А. (Волгоградский государственный технический университет, факультет «Архитектура и градостроительство»). Студенты были привлечены к разработке конкурсных концепций благоустройства и ландшафтного освещения малых городов Волгоградской области в рамках участия в Федеральном проекте «Формирование комфортной городской среды». Одной из ключевых задач концепций был поиск идентичности места через изучение контекста и интеграция выявленных образов в проектное решение.
Отдельный блок исследований был предпринят студентами 4 курса бакалавриата кафедры «Дизайн архитектурной среды» под руководством канд. арх., проф. Соколовой М. А., связанных с темой курсового проектирования «Музей». В рамках предпроектного анализа студентами было изучено естественное и искусственное освещение музеев мира, отличающихся по тематике и региональным особенностям, а выявленные приемы были частично интегрированы в архитектурные решения учебных проектов.
Безусловно, нельзя говорить об отсутствии интереса в световых решениях мировой практики к вопросам интерпретации идентичности места. Однако он не всегда зримо проявлен.
Так, например, редко отличается оригинальностью освещение телебашен, являющихся в любом городе априорными знаками места с архитектурной точки зрения. Среди реализованных примеров выделяются решения для Башни Намсан в Сеуле (Корея), освещение которой реагирует на уровень загрязнения воздуха (красный, желтый, зеленый, голубой); Токийской башни (Япония), освещаемой с использованием разных цветовых температур в зависимости от сезонов (теплый свет в холодное время года и холодный в теплое), что позволяет визуально фиксировать и эмоционально компенсировать сезонные изменения. Уникальные световые часы на Рейнской башне в Дюссельдорфе (Германия) позволяют не только определить время (если знать алгоритм), но и являются элементом светового дизайна, отличающим ее от прочих.
В качестве лидеров реализации проектов освещения, направленных на проявление идентичности, необходимо отметить французского светодизайнера Роже Нарбони, который уделяет этому аспекту отдельное внимание. Так, его проект для Сан-Паулу (Бразилия) локализовал синим светом местоположение убранной в коллектор реки, протекавшей когда-то по территории города. Световые решения для набережных района Пудун, омываемых водами реки Хуанпу в Шанхае (Китай), представлены системой линейного освещения набережной и «тотемов», различающихся по интенсивности и цвету в зависимости от ритма и скорости течения реки. А проект «Ночной пейзаж внутренних рек» в Сычуане (Китай) основан на световой интерпретации даосского символизма – гармонии между человеком и природой. «Золотой» цвет архитектурного освещения и «нефритовый» цвет освещения воды являют собой символы даосского бессмертия и служат уникальным кодом светового решения [2].
Особым вниманием к проявлению идентичности места отличаются световые инсталляции Магдалены Етеловой. В данном контексте можно отметить проект Iceland, где художник использовала световую лазерную линию для проявления «духа места» и визуализации геологической границы между двумя континентами – Европой и Америкой – надводную часть Центрального Атлантического – тектонический разрыв плит, делящий Исландию на две части.
На круглом столе были представлены два реализованных проекта. Первый – аудиовизуальное светопространственное решение Михайловского замка и прилегающих территорий в Санкт-Петербурге. Проект, получивший название «Я тень от чьей-то тени», стал результатом работы творческой Лаборатории социального проекта ПАО Газпром «Друзья Петербурга» (светорежиссер Быстрянцева Н. В.). В проект включено более 20 объектов. Идея развития сценария и последовательность восприятия зрительных образов были построены на соотношении яркостных контрастов в структуре пространства с учетом и световой и темновой адаптации. Исходя из длительности воздействия разных приемов освещения с конкретными яркостными и спектральными характеристиками сложился уникальный образ места. Второй проект – освещение дома-музея Петрова-Водкина в Хвалынске (Кумакова Н. А., Криницина А. П.), обеспечивающее не только качественно новое освещение экспонатов, но и создающее в интерьерах атмосферу разных времен года.
Одним из примеров проявления идентичности светом стал натурный эксперимент «Айдентика кимрского модерна, выраженная светом», задуманный и реализованный канд. арх., доц. кафедры «Архитектурная физика» МАРХИ Приходько А. Г.
Творческое мероприятие по освещению объектов деревянного модерна прошло в городе Кимры весной 2022 года. Светодизайнеров привело туда феноменальное количество сохранившихся деревянных объектов культурного наследия, но многие из них находятся в аварийном состоянии и могут исчезнуть в ближайшие годы. Участники мероприятия попытались применить мировой опыт «оживления» городов, социальной жизни в них, туристической привлекательности посредством архитектурного освещения и обратить средствами света внимание властей и общества к проблеме разрушающейся самобытной архитектуры города.
Результатом мероприятия стало временное освещение пяти объектов, среди которых обелиск, воздвигнутый в 1971 году в честь погибших в Великой Отечественной войне кимряков; входная группа стадиона «Красная Звезда» (единственное деревянное спортивное сооружение в России); Дом Лужина, 1910 г., памятник регионального значения.
Наиболее интересный кейс – освещение Дома Лужина. Асимметричный рубленый фасад разделен башенкой на две непохожие части, круглые окна различных размеров, резные детали с символикой модерна и выразительный силуэт – то, что сделало объект символом города и подарило ему ласковое название «Теремок».
Ключевые выводы и творческие находки по итогу освещения Дома Лужина:
1. Если объект, имеющий большую культурную ценность, имеет маленькие габариты, то необходимо формировать под него световое окружение. Например, в истории с «Теремком» потребовалось осветить соседнее здание и высокую березу на дальнем плане, чтобы само здание стало восприниматься как важный, значимый элемент вечерней среды. Это необходимо учитывать при составлении Технического задания на освещение подобного рода камерных объектов. Без видимого во тьме окружения они теряются или, будучи освещены, выглядят бельмом на фоне темного окружения.
2. Пластику деревянного рубленного фасада эффективнее всего выявляет комбинация заливающего и локального освещения. В отечественной практике для одно-двухэтажных зданий, как правило, применяется только один из приемов, что имеет ряд минусов. Заливающий свет делает объект визуально плоским, а локальный свет без заливающего – создает чрезмерные контрасты и зрительно «рвет» форму, что недопустимо при освещении малоразмерных объектов культурного наследия.
3. Натурное светомоделирование и «живые» эксперименты крайне важны для развития профессии «светодизайнер». В ходе работы желтый фасад «Теремка» с белыми резными наличниками был освещен синим светом, идущим по касательной. Желтый при этом визуально обесцветился и стал восприниматься как цвет дерева, а наличник стал казаться синим. Полученный эффект соответствует исторической колористике фасада: при постройке бревна были окрашены олифой, цвет символизировал землю, наличники были голубые – символ неба. Применение цветного света в данном случае помогло восстановить айдентику колористики фасада в темное время суток.
Несмотря на то, что как в мировой, так и в отечественной проектной практике наблюдается тенденция формирования световых клише, не реализующих в полной мере потенциал создания уникальных световых объектов и сценариев, направленных на проявление идентичности места, находятся новые пути решения этой проблемы. Одним из значимых результатов круглого стола является наметившийся в научных исследованиях интерес к проявлению средствами искусственного света уникального образа, вырастающего из средового контекста. Проявление идентичности определено как одна из базовых констант формирования художественных световых концепций.
1. Nauka, obrazovanie i eksperimental'noe proektirovanie: Tezisy dokladov mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii professorsko-prepodavatel'skogo sostava, molodyh uchenyh i studentov 8-12 aprelya 2024 g. Kruglyy stol «Svetovaya arhitektura i svetovoy dizayn». — T. 2. – S. 401-436. – Moskva : MARHI, 2024.
2. Concepto : official website. – URL: https://www.concepto.fr / (date of access: 15.05.2024).