graduate student from 01.01.2021 until now
Pushkino, Moscow, Russian Federation
The article examines the phenomenon of inclusive theater festivals, their history in domestic and world practice, ways and methods of their organization, as well as their benefits for groups of people with limited mobility.
festivals, inclusivity, theater spaces, traveling theaters, Russia
Современные практики в сфере культуры, рассчитанные на участие и работу людей с физическими и ментальными особенностями, такие как современные инклюзивные театры, с каждым годом все больше набирают популярность. Организуемые на основе данных концепций крупные фестивали, помимо активного продвижения, совершенствования и распространения, а также популяризации театрального искусства на большую аудиторию, позволяют многим участникам из групп ОВЗ преодолеть социальные барьеры, найти для себя новые увлечения, усовершенствовать свои профессиональные навыки.
В данном случае участие в мероприятиях подобного масштаба людей с повышенными потребностями требует от организаторов обеспечения соответствующих площадок для их проведения, грамотной организации, учитывающей концепции инклюзивности, а также отсутствие барьеров (в т. ч. и пространственных), создающих затруднения при посещении. Все это требует более проработанных дополнительных архитектурных, дизайнерских и конструктивных решений и приемов, создающих комфорт для всех групп, посещающих данные мероприятия и принимающих участие в них.
Фестивальные мероприятия представляют собой своеобразное празднество или массовый показ достижений в разных сферах деятельности: искусстве, творчестве, спорте, науке и промышленности. Одно из наиболее молодых и интересных направлений в данной сфере – это театральные фестивали, транслирующие концепции инклюзивности.
История подобных мероприятий предположительно начинается с времен Древней Греции и Олимпийских игр, представляющих собой масштабные спортивные соревнования, фактически одно крупное спортивное мероприятие. Также им предшествовали различные народные гуляния, такие как ярмарки, карнавалы, балаганы и прочие мероприятия, чаще всего религиозного характера, которые и сегодня можно встретить в современных театрализованных действах. Уличный театр также являлся одной из форм, предшествующих театральным фестивалям.
Первые упоминания о данном виде искусства относятся ко временам Древнего Египта, где организовывались своеобразные мистерии. Также есть упоминания о различных религиозных представлениях, проходивших в Древней Месопотамии, в Вавилоне в период праздников; существовал уличный театр пантомимы в Древней Греции, традиции которого впоследствии перекочевали в римский и оказали значительное влияние на его развитие. Впоследствии, уличные театральные представления стали весьма частым явлением на улочках Европы в период Средневековья, а многие труппы кочевали по городам, попутно участвуя в ярмарках и карнавалах. В истории России также присутствуют такие театрализованные мероприятия, которые берут свое начало от народных и религиозных праздников и плясок. Можно сказать, что у таких уличных театров, как правило, не было какой-то конкретной архитектуры. Декорациями служили городские улицы, площади или окружающая природа. Во многих случаях, перемещаясь между городами, артисты сами организовывали себе пространство для выступления. Используя своеобразные повозки, куда грузился весь реквизит, временные сборные конструкции, а также самодельные простые декорации, участники создавали свои представления (рис. 1).
Рассматривая конкретно театральные фестивали, некоторые исследователи предполагают, что история их возникновения восходит уже к более позднему времени, XVIII веку, эпохе крупных театрализованных шествий, называвшихся кортежами. Местом проведения первых подобных мероприятий стал город Цюрих в Швейцарии. Главными организаторами были городские власти, а само действо представляло собой своеобразную политическую акцию, и являлось весьма важным событием в жизни горожан. Платформы-сцены разного вида и величины двигались по центральной улице города в специально установленное для этого время. Впереди ехала основная сцена-кортеж, представляющая собой шести- или восьмиколесную платформу, на которой происходило основное театральное действо. Всего в шествии участвовало около 20 сцен на колесах, постепенно продвигающихся по городу, на каждой из которых проходило отдельное представление. Конечным пунктом назначения становилась городская площадь. Здесь проходили лучшие представления, по итогу которых зрители выбирали победителей.
Позже, по мере развития и популяризации театрального искусства, к XIX веку фестивали становились все более приближенными к их современным аналогам. Стали появляться мероприятия, основанные на репертуарах конкретных драматургов, что имело большую популярность в Европе того времени, а к XX столетию развитие фестивального движения вышло на новый уровень, особенно после завершения Второй мировой войны, когда восстанавливающимся после трагических событий странам требовался эмоциональный и культурный стимул для продолжения жизни. В этот период создаются несколько наиболее крупных и известных театральных фестивалей, ставших впоследствии международными: крупнейший в мире Эдинбургский фестиваль искусств и старейший в Европе Авиньонский.
Сегодня в России проводятся более 250 ежегодных театральных фестивалей в разных городах. Для более полного понимания общего состояния в сфере социального театра, важно рассмотреть существующие практики проведения фестивалей, включающих в себя различные инклюзивные программы.
Примерно до начала XXI века в России не проводилось крупных международных мероприятий с участием инвалидных коллективов. Одним из первых инклюзивных театральных фестивалей с маломобильными группами населения стал проект «Протеатр», начавший свою деятельность в 1999 году и организовавший первое подобное мероприятие только к 2001 году (рис. 2). Всероссийский фестиваль особых театров транслировал концепции толерантности и инклюзивности, а также предлагал зрителям большое разнообразие жанров (кукольное, музыкальное, драматическое, цирковое и др. виды искусств) и стал местом встречи более 60 инклюзивных коллективов. В здании театра ГИТИС прошла театральная неделя, дающая возможность всем желающим посетить образовательные и благотворительные мероприятия, показы различных спектаклей с отечественными и зарубежными артистами, а также различные выставки. По итогам фестиваля был выпущен первый сборник-реестр, объединяющий в себе сведения об особых театрах России.
Другой не менее известный проект – парафестиваль «Театр – территория равных возможностей». Впервые это мероприятие было организовано в Самарской области, и уже за несколько лет стало всероссийским. Инна Бариль, председатель самарской общественной организации Всероссийского общества инвалидов, а также Наталья Носова, являющаяся художественным руководителем, смогли организовать данный фестиваль, в том числе и с помощью его непосредственных участников – различных инклюзивных творческих коллективов.
Основные задачи фестиваля связаны не только с повышением общего уровня культуры, но и с возможностью для маломобильных групп населения использовать свой потенциал в творчестве. Это мероприятие способствует реализации основных прав и свобод личности, закрепленных Конвенцией ООН о правах инвалидов, содействует признанию их достоинств и способностей. Также фестиваль служит способом повышения уровня понимания, принятия и общей информированности общества о людях с физическими и психологическими особенностями, создания атмосферы взаимопомощи. Основными целями фестиваля являются: развитие новых инклюзивных форм арт-терапии, вовлечение людей и распространение движения фестиваля на территории РФ, развитие и продвижение новых направлений и методик современных культурно-зрелищных мероприятий, а также повышение осведомленности о существующих инклюзивных театрах.
Более молодой открытый фестиваль «ИН.АРТ», проходящий в Москве уже несколько лет подряд, успел провести больше 10 инклюзивных иммерсивных перформансов, спектаклей и шоу. Организатором выступает Центр социальной интеграции Дианы Гурцкой Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. Другой не менее интересный проект, каждый год проходящий в разных городах, – Всероссийский форум-фестиваль социального театра «Особый взгляд», посвященный таким темам, как социальное неравенство, социокультурная инклюзия и проблемы современного общества, дает возможность всем желающим посетить различные спектакли и выставки, поучаствовать в различных перформансах, семинарах и воркшопах.
Фестиваль «Инклюзивная Астрахань» преследует немаловажную цель по социализации людей с интеллектуальными проблемами и аутизмом, а также привлечению внимания общества к их проблемам и трудностям. Вовлечение участников с особенностями в социокультурную жизнь города, их самореализация, а также создание инклюзивных равных условий для раскрытия их творческого потенциала являются одними из самых важных задач, которые ставят перед собой организаторы мероприятия.
Другие страны также организуют фестивали инклюзивного театрального искусства, такие как Inclusive Theatre Festival (ITF), проходивший в 2023 году в Центре Университета Норриса (Эванстон, Иллинойс, США), Международный фестиваль инклюзивных театров KIT FEST (Ольденбург, Германия), Театральный фестиваль «Advance: продвижение радикально инклюзивной сцены» (Парк Дир Лейк, Канада) и др. Число подобных фестивалей, организованных разными способами, с каждым годом стремительно растет.
На практике фестивали можно разделить на разные общепринятые типы по определенным критериям:
- Продолжительность времени проведения: долгосрочные (от одного месяца до целого года), среднесрочные (от нескольких недель до месяца), краткосрочные (от нескольких дней до нескольких недель). Данный аспект связан с финансовой стороной вопроса (количество затрат на фестиваль) и возможностью предоставить участникам не только площадки для проведения перформансов и прочих мероприятий, но и места для их временного проживания, если они остаются более чем на один день.
- Частота проведения: единовременные, периодические, ежегодные. Наиболее распространенные в мировой практике ежегодные и периодические, повторяющиеся каждый год или через определенный промежуток времени. Как правило, большая часть известных фестивалей повторяются каждый год. Единовременные наименее распространены и в основном приурочены к какому-нибудь знаменательному событию или юбилейной дате.
- Место проведения: международные, национальные, межрегиональные/региональные. Разница между данными типами носит весьма условный характер, т. к. принять участие в фестивале могут все желающие, вне зависимости от места проживания, однако статус фестиваля влияет на его место в культурной жизни города, предоставляющего площадки для проведения.
- Конкурсное состояние: неконкурсные, конкурсные. От выбранного формата также зависит выделяемое на него финансирование. В отличие от неконкурсных, фестивали, основанные на соревновательной составляющей, как правило, выделяют победившим участникам призовой фонд в виде денежного вознаграждения, призов, грамот или возможности организовать спектакли после окончания основных конкурсных показов.
Все вышеперечисленные особенности напрямую влияют на организацию мероприятия и решений, которые должны учитываться при следовании концепции инклюзивности. Театральные фестивали могут быть организованы на различных площадках: начиная от крупных архитектурных сооружений (таких как здания театров, выставочных комплексов, архитектурно-исторических объектов и т. п.) и заканчивая открытыми площадками в формате «опенэйр» (парками, площадями или в открытом поле). Одна из основных задач архитектора в данном случае – это грамотно организовать пространство для проведения всех этапов события, учитывая концепцию инклюзивности, что позволит разным группам людей, в частности маломобильным группам граждан, не только посетить данное место, но и получить полный объем информации, а также поучаствовать в представлениях в качестве зрителей и актеров.
Площадки на открытом воздухе, как правило, организуются в теплое время года. Местность, на которой проходит фестиваль, должна быть безопасной и доступной, а окружающее пространство инклюзивным (рис. 3). Если мероприятие организуется на природе, необходимо учитывать неровность земли и в случае необходимости организовать специальные ровные помосты, которыми могли бы пользоваться люди с ОВЗ (инвалидные коляски и прочие вспомогательные средства для передвижения должны свободно перемещаться, без препятствий и ограничений). Организованная сцена должна давать возможность маломобильным людям попадать на нее при помощи лифтов или пандусов. Если фестиваль проходит в долгосрочной перспективе, выделяется место (стоянка) для организации кемпинга или автокаравана (автомобилей с прицепами, в которых перевозятся декорации и организуются временные жилые единицы), где участники могут остановиться на время проведения фестиваля. Некоторые труппы могут использовать такие машины для перемещения собственной мобильной сцены. Однако подобный метод организации мероприятия не очень удобный, особенно для показа театральных постановок с большим количеством декораций. Также это создает некоторые проблемы при организации инклюзивной среды.
Наиболее распространенный в РФ формат организации подобных фестивальных проектов, транслирующих концепции инклюзивности, – это использование пространства уже существующих культурно-зрелищных учреждений. Для подготовки и проведения события данного плана требуется учитывать особенности маломобильных групп участников, что позволит создать наиболее комфортную среду для работы. Помимо основных требований к пользованию зданием, требуются и дополнительные решения, которые могут быть предусмотрены изначально при проектировании театрального пространства или представлять собой временные конструкции, организованные на время проведения мероприятия.
Внутреннее пространство должно быть максимально инклюзивным, учитывающим потребности актеров и посетителей. Внутренние маршруты должны быть интересными, музейные и образовательные пространства предоставлять максимальное количество информации разными способами (зоны тактильного осмотра для слабовидящих, цветовая/световая разметка, текстовые описания, тифлокомментирование и пр.). Зрительный зал следует оборудовать под нужды зрителей. Сценическое пространство должно быть безопасным, с беспрепятственным доступом актеров на сцену (лифты, пандусы или сцена в уровень пола). Для людей со зрительными, слуховыми и ментальными проблемами выделяются отдельные закрытые зоны или одиночные пространства, где они смогут отдохнуть от сенсорного шума (большого скопления людей, яркого света, цвета, шумового сопровождения) и успокоиться. Следует организовать пространство для парковки уличных колясок, а также место, где можно временно оставить собак-поводырей под присмотром специально обученного человека. Должны быть выделены зоны, где могут разместиться сопровождающие актеров и посетителей, если они не собираются принимать участие в фестивале. Также нужно учитывать и время проведения фестиваля: если участники, прибывшие из других городов или стран, находятся там более одного дня, требуется учитывать наличие гостиниц временного пребывания, рассчитанных на людей с особенностями и их помощников. При проектировании нового здания инклюзивного театра подобные решения могут учитываться заранее и входить в структуру театрального комплекса.
Организация инклюзивных театральных фестивалей на сегодняшний день является одним из самых значимых направлений социально-культурной политики государства. Это направление активно стимулирует и поощряет работу разных инклюзивных организаций. Места проведения становятся весьма значимыми точками притяжения культурных деятелей из разных групп населения, что способствует развитию театральных практик разной направленности. Для маломобильных деятелей искусства такие мероприятия помогают заявить о себе, рассказать о своих проблемах и трудностях. Это способствует повышению информированности людей о данных аспектах жизни и дает стимул для развития инклюзивных практик. Архитектура в данном случае должна способствовать комфортному пребыванию посетителей разных групп, а отсутствие препятствий и следование концепциям инклюзивности при проектировании и работе над уже существующими пространствами – давать им стимул для обучения, работы и поддержания своей социокультурной жизни.
1. Anichkin, G. V. Festival'noe dvizhenie tvorchestva invalidov: put' v mir ravnyh prav i vozmozhnostey / G. V. Anichkin // Kul'tura i obrazovanie: nauchno-informacionnyy zhurnal vuzov kul'tury i iskusstv. – 2016. – S. 44–49. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/festivalnoe-dvizhenie-tvorchestva-invalidov-put-v-mir-ravnyh-prav-i-vozmozhnostey?ysclid=lz5rt2eq5a908296540
2. Darovskiy, V. D. Kinofestivali : Rozhdenie. Stanovlenie. Sovremennoe sostoyanie / V. P. Darovskiy. – Sankt-Peterburg : Sankt-Peterburgskiy gosudarstvennyy universitet kul'tury i iskusstv, 2005.
3. Komarova, M. V. Ulichnyy teatr v prostranstve sovremennoy kul'tury / M. V. Komarova // Kul'tura i obrazovanie: nauchno-informacionnyy zhurnal vuzov kul'tury i iskusstv. – 2017. – № 4(27). – S. 46–52.
4. Osobyy vzglyad. Forum-festival': Elektronnyy resurs. – URL: https://specialviewfest.ru/ (data obrascheniya: 29.04.2024).
5. Otkrytye NKO: Elektronnyy resurs. – URL: https://dobro.live/index.php/publikacii/nko/nachalsya-priem-zayavok-na-inklyuzivnyj-teatralnyj-festival-art (data obrascheniya: 29.04.2024).
6. Pavlov, A. Yu. Kul'turologicheskie aspekty istokov i funkcionirovaniya ulichno-ploschadnogo teatra / A. Yu. Pavlov // Omskiy nauchnyy vestnik. – 2012. – № 4(111). – S. 298–301.
7. Poluhina, E. V. Praktiki inklyuzivnogo teatra v Rossii: analiz smyslov dlya uchastnikov i potenciala dlya social'nyh izmeneniy / E. V. Poluhina, V. D. Derezovskaya // Zhurnal issledovaniy social'noy politiki. – 2022. – № 20(4). – S. 557–572. – DOI:https://doi.org/10.17323/727-0634-2022-20-4-557-572.
8. Proteatr. O festivale: Elektronnyy resurs. – URL: https://proteatr.ru/kontseptsiya/ (data obrascheniya: 03.05.2024).
9. Samarskiy Gosudarstvennyy Institut Kul'tury. IV Vserossiyskiy parafestival' «Teatr — territoriya ravnyh vozmozhnostey»: Elektronnyy resurs. – URL: https://samgik.ru/festivals/iv-vserossiyskiy-parafestival-teatr-territoriya-ravnykh-vozmozhnostey/ (data obrascheniya: 02.05.2024).
10. Semenova, E. A. Ulichnyy teatr v kontekste zarubezhnyh koncepciy karnaval'noy kul'tury / E. A. Semenova // Nacional'nyy psihologicheskiy zhurnal. – 2023. – T. 18. – № 3(51). – S. 25–34. – URL: https://doi.org/10.11621/npj.2023.0304
11. Sinyaya ptica. Festival' «Inklyuzivnaya Astrahan'»: Elektronnyy resurs. – URL: https://sptichka.ru/festival-inklyuzivnaya-astrahan/ (data obrascheniya: 02.05.2024).
12. Cuppers, P. Theatre and Disability / P. Cuppers. – London: Palgrave, 2017. – P. 7–95.
13. Piazza, M. Feasibility Analysis: BorderLight International Theatre Festival / M. Piazza, M. Schnoke, N. F. Zingale, I. Lendel // Urban Publications. – 2018. – № 4. – P. 1–49. – URL: https://engagedscholarship.csuohio.edu/urban_facpub/1549 (data obrascheniya: 01.05.2024).