The relationship between Orthodox church architecture and spiritual musical culture
Section: PRACTICE
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article examines the relationship between sacred music and Orthodox temple architecture, and describes approaches to the revival and preservation of the musical cultural heritage of Russia through the creation of unique temple complexes with unusual functional and scenic content.

Keywords:
intangible culture, temple architecture, cultural heritage, Russian singing art
Text
Publication text (PDF): Read Download

Одним из видов существования культуры является нематериальное наследие, в том числе и духовное, что важно для сбережения культурно-исторической памяти, генофонда страны. Поэтому проблема сохранения нематериального наследия естественна и стала одной из основных для культурной политики многих стран. Внимание к традиционной культуре отражается в документах ЮНЕСКО, становится темой форумов в России и за рубежом.

Большинство мировых культур обращается к религиозному фундаменту как истоку своей самобытности и нравственных ориентиров. Русская культура неразрывно связана с православной храмовой составляющей России. Храмы сочетают в себе различные шедевры православного искусства – фрески, иконы, мозаику, богослужебные предметы. Все перечисленное дополнялось литургической поэзией, музыкой и колокольным звоном, что стало духовным достоянием русского народа.

Русская музыка является своеобразной летописью истории нашей страны. Ее истоки связаны с устным народным творчеством, в том числе с музыкой различных жанров, восходящих к старинным крестьянским обрядам. С принятием Русью христианства начала формироваться традиция духовной музыки. Отечественное церковное пение имело характерные особенности, изначально сложилось как национальный вид музыкального искусства. На протяжении многих веков в России накопились тысячи духовных песнопений с уникальной эстетической и духовной ценностью. К духовным произведениям можно отнести сочинения, предназначенные для исполнения в концертных залах, но сочиненные на библейские и евангельские сюжеты или канонические тексты.

 

Церковное пение и акустика в храме

Акустика занимает в храмовой архитектуре одну из ведущих позиций. Храм должен быть совершенным акустическим сооружением, резонатором музыкального звука. Храмовое эхо на службе создает звуковое пространство, отделяющее и защищающее молящихся от внешнего мира. Для наилучшей акустики стоит проектировать в интерьере своды и арки, полуколонны, ниши, «рассветы».

С древних пор было замечено, что музыка пробуждает в человеке различные ощущения, влияет на душу. Церковное пение является неотъемлемой частью богослужений и служит для того, чтобы обратить души людей к Богу. В основном в храмах поют хором, что олицетворяет ангельское пение. Существует несколько видов распева: знаменный, столповой, демественный, путевой и другие. Основной вид пения на Руси – знаменный распев, мелодии которого характеризуются большим количеством мелизмов[1]. Столповым распевом до сих пор поется весь Октоих[2]. С XV века пришел в обиход демественный распев, которым пели Октоих, Обиход[3], Ирмологий[4], праздничные песнопения. В настоящее время этот распев используется на праздничных службах. В XVI веке путевой распев приобрел популярность, им пелись стихиры и обиход. Распев отличали торжественность исполнения, плавность и напевность. До наших дней он сохранился в старообрядческой церкви. В XVI веке стали появляться многоголосные исполнения распевов (до этого пение было одноголосным). Сначала был распространен троестрошный певческий стиль. Мелодии записывались на трех строках, которые исполнялись одновременно. Кроме того, существовало и до сих пор существует партесное пение, где пение разделено на партии. В современной православной церкви во время богослужений звучат в основном многоголосные произведения.

 

Концептуальный подход к возрождению народной музыкальной культуры

Задачи архитектуры созвучны задачам культуры. Нами предлагается создание для Тверской области и епархии паломнического центра и храмовых комплексов с певческой составляющей для возрождения народной и духовной певческой традиции. Мы делаем акцент на необходимость объединения народа, повышение интереса к культуре, приобщение населения к хоровому искусству. Концепция предполагает разработку «Музыкального кольца Тверской области» как части существующего туристического маршрута «Пушкинское кольцо Верхневолжья», в которое будет входить несколько деревень и сел с проектируемыми храмовыми комплексами. Нами были выбраны следующие поселения: Князево, Млевичи, Грузины, Леушкино Торжокского района. Населенные пункты связаны с музыкальной культурой: усадьбой «Грузины» владел директор Певческой капеллы императрицы Елизаветы Петровны М. Ф. Полторацкий, деревня Князево – родина советского оперного певца С. Я. Лемешева.

Обратимся к ключевым личностям «Музыкального кольца Тверской области». Первый из них – М. Ф. Полторацкий, который обладал бархатным баритоном редкого тембра и давал вокальные представления. Так, в 1744 году на его концерте граф А. Г. Разумовский, услышав пение М. Ф. Полторацкого, пригласил певца в Петербург. В столице его приняли «уставщиком» императорского хора. Затем его назначили регентом Императорской певческой капеллы.

Второй значимой фигурой «Малого музыкального кольца» является С. Я. Лемешев, который родился в деревне Князево. В детстве Лемешев учился певческому мастерству и нотной грамоте у жены директора художественно-ремесленной школы. Именно тогда юный певец выучил арию Ленского из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин», которая спустя годы стала его «визитной карточкой». Долгие годы С. Я. Лемешев был одним из ведущих теноров Большого театра.

Стоит обратиться к архитектурным памятникам рассматриваемых населенных пунктов. Двухпрестольная двухэтажная церковь иконы Божией Матери «Знамение» в деревне Млевичи построена в 1771 году из кирпича. Основной объем храма увенчан восьмериком со скругленными гранями, завершенным главкой, с запада к нему примыкает трапезная. Колокольня у церкви невысокая двухъярусная отдельно стоящая. Церковь входила в усадебный комплекс «Млевичи», который в 1974 году был объявлен объектом культурного наследия.

В деревне Князево находится часовня Смоленской иконы Божией Матери, построенная по проекту новоторжского архитектора С. И. Гребенщикова в 1884 году. Смотрителем часовни была тетя С. Я. Лемешева – А. С. Лемешева, которая спасла часовню от разрушения в 30-е годы XX века.

В деревне Грузины находится усадьба «Грузины», которая в конце XVIII – начале XIX столетия была одной из самых богатых усадеб Тверской губернии. В усадебный комплекс входил господский дом, сад с оранжереями, церковь. В поместье была больница, ветряная и водяная мельницы, плотина, кузница, винокуренный завод, полотняная фабрика. Над усадьбой в разные годы работали архитекторы Бартоломео Растрелли, перестраивали В. П. Стасов, Н. А. Львов. До наших дней сохранились главный дом с флигелями, служебный корпус, кузница, погреб, валунный мост, пейзажный парк, каменные жилые крестьянские дома.

В деревне Князево нами разрабатывается храмовый комплекс хорового пения с паломническим центром, где паломники узнают историю духовной музыки, прослушают музыкальные произведения, посетят интерактивные музеи. В центре запроектирован православный театр для проведения зрелищных мероприятий. В деревне Грузины подходом к возрождению нематериальной культуры станет храмовый комплекс со школой регентов и звонарей. На уроках церковного пения ученики научатся петь, понимать духовную музыку, не дадут традиции церковной музыки исчезнуть.

Для проведения православных песенных фестивалей, на которых предполагаются мастер-классы по хоровому пению, гуляния, в деревне Млевичи разрабатывается комплекс с часовней. Через обрядовость паломники узнают традиции, примут непосредственное участие в сценарном действии. Кроме того, хоровая музыка станет объединяющим звеном для людей. Духовным центром «Музыкального кольца Тверской области» станет соборный комплекс в деревне Леушкино, где будут преобладать пространственно-временные виды искусств: хореография, театральное искусство, современный перфоманс.

 

Архитектурные решения проектируемых православных комплексов

В деревне Князево храмовый комплекс состоит из храма с приделом, колокольни, звонницы, трапезной, индивидуальных жилых домов для паломников, обзорных площадок и сцен для различных жанров музыки (рис. 1). Храм запроектирован со всеми необходимыми общественными и молельными пространствами, хорами, а также сценой для проведения музыкальных концертов на православную религиозную тематику. Театральное помещение отделено от основного объема храма трансформируемой перегородкой, что дает возможность либо расширить и объединить пространство, либо оградить концертную зону от храма. Уличные сцены храмового комплекса спроектированы амфитеатрами с аркадами. Также концертные площадки украшены репродукциями произведений различных художников. Фасады комплекса решены в современной трактовке древнерусской архитектуры: аркады, окна с полуциркульными завершениями, шатровые башни, крупные приземистые объемы здания, купола характерной формы. В отделке фасада применен фактурный оштукатуренный кирпич различных тональностей, стекло.

Предполагается, что храмовый комплекс будет благотворно влиять на туризм в Тверском регионе, возрождение русских сел, поможет наладить почти утраченную духовную связь человека со своими истоками посредством музыки, колокольного звона, духовных песнопений.

В деревне Млевичи разрабатывается певческий комплекс с часовней во имя святого преподобного Романа Сладкопевца (рис. 2). Песенная часовня является одной из доминант села и местом притяжения населения и паломников, путешествия которых предполагаются по проектируемому «Музыкальному кольцу Тверской области».

Объемно-планировочная композиция проектируемого комплекса состоит из молельного зала, моста через реку со зрительскими рядами и балконами с колоннадами, колокольни с центральным благовестником и несколькими рядами малых колоколов, а также амфитеатра с колоннадой, врезанного в рельеф. Мост через реку и отделка цоколя выполнены из валунов, колокольня – из оштукатуренного кирпича. Соединение грубого материала с лаконичной классицистической архитектурой дает зрителю ощущение, что на этом месте и ранее стояла часовня, а вновь возведенная – спроектирована на основании предыдущей. Указанное решение продолжает валунные постройки архитектора Н. А. Львова в близлежащих усадьбах «Грузины», «Василево», «Митино», «Прямухино» Тверской области. Вокруг часовни запроектировано благоустройство территории, включающее в себя парковку и прогулочную зону вдоль реки, в мосту запроектированы арки для прохода по набережной.

В деревне Грузины, лесистой местности, обладающей спокойным рельефом, проектируется образовательный комплекс со школой регентов и классами церковного пения. Проект предусматривает восстановление усадьбы «Грузины» с возможностью иммерсивных представлений на всех частях усадьбы. В центральном корпусе усадьбы проектируется музей и учебные классы, во флигелях предполагаются люкс-номера гостиницы для туристов, чайная и администрация, экскурсионное бюро. Кроме того, восстанавливается классицистический пейзажный парк с системой прудов, созданной Н. А. Львовым, добавляются пространства для выступлений – остекленные сферические беседки.

Соборный комплекс «Музыкального кольца Тверской области» расположен на равном удалении от рассмотренных храмовых комплексов – близ деревни Леушкино (рис. 3). Все точки притяжения «музыкального кольца» соединены дорогой, поднятой на аркадах в лесистой местности. С помощью такого сообщения паломники смогут без труда перемещаться из комплекса в комплекс и будут ближе к природе.

В соборный комплекс входит пятипрестольный собор, поднятый на подклете, несколько крупных музыкальных залов, классы для регентов, гостиница, трапезная и чайная, жилые помещения для священнослужителей, музей, выставочные пространства, колокольня, а также небольшой парк, окруженный колоннадой. Весь соборный комплекс вписан в каплевидную форму транспортной составляющей.

Собор является доминантой «Музыкального кольца Тверской области» и основным местом притяжения паломников. В данном комплексе наряду с церковной деятельностью ведется и просветительская: в стенах музыкальных классов возможно обучение азам певческого и театрального мастерства, возможно проведение православных рок-спектаклей и концертов духовной народной музыки.

 

Духовная нематериальная культура не имеет осязаемой формы, но неразрывно связана с человеком. В наши дни происходит утрата духовных ценностей, в которые входит и музыка. Одним из способов сохранения духовности, народной музыки является обращение к религиозной, духовной основе человека. В храмовых комплексах, где происходит встреча с Богом, музыка имеет усиленное воздействие на внутренний мир человека и может преображать его духовный мир.

 

[1] Мелизм – различные мелодические украшения звука, не меняющие темпа и ритмического рисунка мелодии.

[2] Октоих – богослужебная книга Православной Церкви.

[3] Обиход – певческая книга Русской Православной Церкви.

[4] Ирмологий – богослужебная книга Православной Церкви, содержащая в себе богослужебные тексты, предназначенные для пения в церкви

References

1. Dodonova, E. Zvuk v pravoslavnom hrame / E. Dodonova // PravLive: sayt. - Opublikovano 12 dekabrya 2020 g. - URL: pravlife.ru/zvuk-v-pravoslavnom-hrame/ (data obrascheniya: 10.11.2022).

2. Iz istorii GRNDT: stanovlenie i razvitie metodicheskoy sluzhby narodnogo tvorchestva Rossii // Gosudarstvennyy Rossiyskiy Dom narodnogo tvorchestva imeni V. D. Polenova. - URL: http://www.rusfolk.ru/about/history (data obrascheniya: 10.11.2022).

3. Hristov, T. T. Religioznyy turizm: ucheb. posobie / T. T. Hristov- Moskva: Akademiya, 2003.

Login or Create
* Forgot password?