graduate student from 01.01.2022 until now
Moscow, Moscow, Russian Federation
BBK 85 Искусство. Искусствознание
The article deals with the actual problem of traditional school education in the spatial organization of a modern general education school. The principles of formation of the educational recreational space of the school are proposed, which take into account the concept of a free, interdisciplinary and creative educational process.
school recreation, school world, recreational space, educational function, scale of space
Проектирование современных школ кардинально отличается от проектирования школ прошлых лет. Образовательное пространство стало более открытым, свободным, а объемно-планировочные решения изменились от типовых к более сложным. Проблема кроется не только в усовершенствовании методик образования, но и в поисках отвечающих им структур образовательных учреждений. Привычные методы «классного натаскивания» уже не столь эффективны, а роль школы на сегодняшний день – это не только передача знаний от учителя к ученику, но и общение одноклассников, наделение навыками социализации, обучение творческому и нестандартному мышлению, способность не только получать, но и самостоятельно обрабатывать и анализировать информацию.
Сегодня школьника поколения Z интересует не определение для заучивания, а поиск объяснений. Задача современной школы на сегодняшний день – заинтересовать ребенка и погрузить его в образовательный процесс, а также дать возможность для развития и осознания самого себя в этом процессе. Школьная среда (класс и рекреационное пространство) способна раскрыть индивидуальные способности каждого ученика, а новые формы рекреационных пространств смогут стереть границу и стереотипы о привычном образе общеобразовательной школы.
Слово «рекреация» происходит от лат. recreātiō – «восстановление» (сил). В связи с этим, рекреационная зона – это пространство, предназначенное для организации отдыха и досуга ребенка в перерывах между занятиями и во внеурочное время для восстановления сил и смены рода деятельности. Рекреационное пространство – это неотъемлемая часть образовательного процесса, она дает возможность ребенку переключиться на другую вспомогательную, но необходимую помимо учебы деятельность для саморазвития. Известен тезис: «Кто достойно отдыхает, тот эффективно работает». Это может быть игровая деятельность, физическая нагрузка, отдых или расслабление. Рекреационное пространство современной общеобразовательной школы должно совмещать в себе несколько функций: обеспечивать детей тихим и индивидуальным отдыхом, давать возможность и условия для подготовки к занятиям, способствовать коммуникации между детьми, иметь зоны для активной игровой и спортивной деятельности. Таким образом, возникают требования к разделению рекреации на более тихую и активную зоны, каждая из которых имеет свое наполнение и атрибуты игрового и образовательного пространства. Бурное развитие современных информационно-коммуникационных технологий влияет по-новому на рекреационно-игровое пространство школьника. В связи с этим возникают определенные принципы построения рекреационных пространств школы.
Первый принцип организации рекреационного пространства школы – это многофункциональность пространства. Именно сочетание и пересечение нескольких функций в пространстве рекреации может переключить ребенка от одной деятельности к другой. Это дает возможность избежать синдрома так называемой “музейной усталости”. Когда человек (в нашем случае ребенок) изучает какой-либо предмет, то он быстро начинает погружаться в монотонное состояние, поэтому именно смена рода деятельности способна переключать ребенка от умственной усталости к активным действиям. Современного школьника уже не удивить просто коридором или галереей. В связи с ростом медиаиндустрии возникают новые требования к организации рекреаций в школе. Помимо зон для игр и отдыха, в школе должны быть организованы площадки для демонстрации умений и талантов, «места для диалога», общественный форум и т.д. Самая обычная лестница может стать общественным пространством и являться точкой притяжения для школьников. Даже пространство столовой может быть направлено на объединение с рекреацией, создавая тем самым новое место для встреч и общения. Именно такой способ организации рекреации применен в новой школе Wunderpark (Московская обл., г. о. Истра). Здесь используют центральную атриумную часть школы в качестве актового зала, столовой, лектория. Пространство трансформируется и адаптируется под разные функции за счет мебели, подвижных перегородок и модульного амфитеатра. Такие архитектурные формы обеспечивают многофункциональность рекреаций.
Второй принцип – это сложная геометрия пространства. Рекреационное пространство не должно быть простой и примитивной формы. На смену скучным помещениям должны прийти интересные, перетекающие пространства, сочетающие как простые, так и сложные объемы. Раньше был поточный метод образования и, в связи с этим, конфигурация пространства была типовой. Если взглянуть на рекреации типовых общеобразовательных школ XX века, то мы увидим четкую структуру, которая представляет собой коридор на объединении классных модулей и общешкольного пространства (рис. 1). Сейчас – появляется все больше индивидуальных проектов школ. Они учитывают окружающий ландшафт и функциональное наполнение каждой школы. В зависимости от этих аспектов формируется сложность пространства рекреации каждой школы. Форма рекреации будет зависеть от количества функций, их взаимосвязи, а также от расположения классов относительно рекреационного пространства.
К третьему принципу относится взаимодействие разных пространств по масштабу, размеру и объему. Когда интерьер наполнен однотипными предметами и формами, пространство становится монотонным и не побуждает ребенка к деятельности. Пространство должно быть насыщенным, многосветным и объемным. Это могут быть и различные консоли, атриум, большие открытые зоны в комбинации со сгруппированными маленькими “подпространствами”. За счет таких комбинаций разных по масштабу элементов можно достичь более насыщенного и сложного пространства.
Четвертый принцип – естественная среда в пространстве рекреации. Внедрение природных объектов в структуру школы не только улучшает эмоциональное состояние школьников, но и развивает воображение, учит заботиться об окружающей среде. Естественная среда важна не только в контексте экологичности пространства, но и с точки зрения формирования правильных привычек у подрастающего поколения. Существует множество исследований, которые подтверждают благоприятное влияние природы на сознание ребенка. Было выявлено, что дети, которые учились с видом на озелененную местность, получали более высокие оценки за тесты, нежели их конкуренты, которые учились с видом на городской пейзаж. Естественная среда важна не только в интерьере пространства школы, но и на ее территории. При минимальных усилиях можно создать камерный школьный сад, который будет радовать не только учеников, но и педагогов школы. А если за каждым растением будет индивидуальный уход, то это только увеличит желание ребенка приходить в школу снова и снова.
Пятый принцип – наличие зон для активного отдыха. Следует предусматривать места для реализации двигательной активности, что поможет ребенку эмоционально разгрузиться во время перемены. Именно двигательная активность способна отвлечь ребенка от сложной умственной работы, на которой он постоянно сконцентрирован, находясь в классе. В активной зоне рекреации можно размещать элементы, которые будут развивать физические навыки школьников. Это могут быть спортивные зоны (такие, как сетки и батуты, шведские стенки, настольный теннис) и просто свободные места, где ребенок может с криком пробежаться или поиграть в догонялки. Такие примеры активной рекреации мы видим уже во многих школах, например в начальной школе в Сасебо (префектура Нагасаки, Япония) по проекту Hibinosekkei. Здесь задействованы не только стены и пол, но и даже потолок рекреации.
Рекреационные пространства школ способны повысить уровень образования и увлечения современных школьников учебным процессом. Новые формы рекреационных пространств в сочетании с современными методами образования смогут расширить спектр восприятия образовательного процесса у современного школьника. Все выявленные пять принципов организации рекреационного пространства школы: многофункциональность, сложная геометрия, разномасштабность, естественная среда и активная рекреация – помогут в формировании современной и актуальной образовательной среды (рис. 2).
1. Vechernina, O. Igrushki nashih detey / O. Vechernina. - Moskva : Kancler, 2016.
2. Vygotskiy, L. Igra i ee rol' v psihicheskom razvitie rebenka / L. Vygotskiy. - Moskva : Smysl; Eksmo, 2004.
3. Sartan, M. Chemu uchit shkol'noe zdanie? / M. Sartan//URL: https://newtonew.com/school/chemu-uchit-shkolnoezdanie (data obrascheniya: 20.04.2023).
4. Holkina, N. A. Sozdanie edinogo vospitatel'nogo prostranstva shkoly / N. A. Holkina // Infourok : sayt. - URL: https://infourok.ru/sozdanie-edinogo-vospitatelnogo-prostranstva-shkoli-1198018.html (data obrascheniya: 30.04.2023).
5. Archidizain : internet-portal. - URL: https://www.archidizain.ru/2019/06/blog-post_4.html (data obrascheniya: 30.04.2023).
Authors: Karelin Dmitriy
2. Principles of organizing the recreational space of the school
Authors: Pisarskaya Svetlana Gennad'evna