Scientific and educational complex as a factor of urban development of regional centers of the Russian Federation
Section: METHODS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article presents the types and features of the spatial organization of scientific and educational complexes in the structure of the city (regional center) and their urban role.

Keywords:
scientific and educational complex, strategies of urban development, planning structure of the city
Text
Publication text (PDF): Read Download

В структуре расселения Российской Федерации крупные города – областные центры – выполняют для прилегающих территорий «столичную» функцию, то есть обеспечивают весь спектр потребностей населения, включая одну из важнейших – образовательную. Качество научно-образовательной сферы определяет уровень развития страны и ее роль в мировой экономической и политической системе. Градостроительные решения, стимулирующие инновационное развитие областных центров, повышающие доступность образования и создающие условия формирования современной научно-технологической базы, влияют на благополучие и прогрессивные изменения не только на местном уровне, но и в масштабах страны. Ведущие университеты становятся катализаторами экономического роста, ядрами общественной и культурной жизни, средой формирования квалифицированных профессиональных кадров.

В российских областных городах с высокой концентрацией производственных предприятий необходимо решить ряд общих проблем: отсутствие современного оборудования и высокоэффективных технологий в промышленной сфере; как следствие – низкие экологические стандарты и загрязнение окружающей среды; отток трудоспособного населения в связи с недостаточной экономической мотивацией; деградация городской застройки, неразвитая инфраструктура и примитивное благоустройство; дефицит предпринимательских и творческих инициатив.

В настоящее время реализуются различные градостроительные стратегии развития областных центров. Их трактовка как ядер образовательной системы предполагает проектирование межвузовских кампусов. Для промышленных городов более характерен экстенсивный путь, а в крупных наукоградах делается акцент на инновации. Однако во всех вариантах связи между образовательной, научной, производственной и коммерческой сферами остаются недостаточно активными, что ведет к неравномерному росту или стагнации.

В России действует программа поддержки российских вузов «Приоритет-2030», утвержденная Правительством в мае 2021 года [1], целью которой заявлено создание 100 современных прогрессивных университетов – центров научно-технологического и социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Результаты программы пока не очевидны, в отчете Минобрнауки об итогах первого года реализации проекта отмечено, что 41 вуз из 106, получающих федеральное финансирование в рамках госпрограммы «Приоритет-2030», не смог достичь нужных показателей, а в 73 выявлены «признаки недостоверных данных». Тем не менее, программа подтверждает актуальность повышения роли научно-образовательных учреждений, необходимость расширения их функций и связей. В мировой практике взаимодействия инновационной деятельности с корпорациями около 30–40% предприятий вносит вклад в развитие науки и производства, в России на сегодняшний день только около 10% предприятий взаимодействуют с академическими структурами [3].

Стимулом для прогрессивных изменений может стать синтез научной и образовательной деятельности с возможностью внедрения изобретений на ведущих предприятиях. На базе существующих высших учебных заведений и научных институтов предлагается сформировать научно-образовательный комплекс как связующий элемент в градостроительной, социальной, производственной и бизнес-среде. Научно-образовательный комплекс — это новая форма организации социокультурной среды, которая характеризуется взаимодействием науки, высших учебных заведений, промышленности и бизнеса. Интегрируясь в городскую систему связей, элементы НОК становятся средством развития планировочной структуры и создания единого инновационного пространства. Стратегия, ориентированная на интеграцию НОК в структуру города, обеспечит условия для роста. Синергия науки, образования, промышленности и бизнеса способствует успешному решению актуальных проблем, повышает конкурентоспособность экономики, стимулирует производственную, социальную и исследовательскую эффективность всех участников совместной инновационной деятельности.

Увеличение доли интеллектуальных ресурсов вызывает необходимость реорганизации научно-образовательной инфраструктуры городов – областных центров. Инновационное развитие требует создания качественной среды для взаимодействия, свободной конкуренции, сотворчества, коммуникации. Нужны площадки для обмена идеями и апробации изобретений, важно сохранять преемственность научных школ, внедрять современные технологии, строго соблюдать нормы экологической безопасности, создавать комфортную инфраструктуру и обеспечивать выбор возможностей для реализации жизненных сценариев. Принципы сотворчества и свободной конкуренции на рынке создают благоприятные условия для роста и увеличивают привлекательность города.

Приемы пространственной организации научно-образовательных комплексов зависят от существующей пространственной структуры, поэтому в каждом городе решение может быть найдено на основе комплексного градостроительного анализа. В результате исследования более двадцати городов – областных центров Российской Федерации выявлено пять базовых типов пространственного расположения элементов научно-образовательного комплекса [4].

Линейный тип планировочной структуры складывается вдоль основной транспортной магистрали или диктуется специфическими природными условиями: рельефом или гидрографией. Научно-образовательные объекты выстроены «в линию». НОК данного типа располагаются в городах Кемерово, Владимир, Архангельск и Ульяновск.

Моноцентричный локальный тип представляет собой группу образовательных учреждений, сконцентрированных в одном районе. Примером данного типа являются города Саратов, Калининград и Тверь.

Полицентричный тип состоит из двух или более локальных центров. Пример – Новосибирск, в котором выделяются три локальных центра, расположенных в разных частях города. 

Веерный, или Лучевой тип состоит из ядра, в котором фиксируется концентрация образовательных учреждений и одного или нескольких линейных ответвлений, исходящих из центра. Отличительной особенностью является распределенная локализация объектов образования линейного типа. К данному пространственному типу можно отнести такие города, как Нижний Новгород, Тюмень, Волгоград и Орел.

Радиальный тип пространственной образовательной структуры также распространен в России, он характеризуется наличием локального центра – первого диаметра, в котором наблюдается высокая плотность научно-образовательных объектов, и второго диаметра, где концентрация образовательных учреждений ниже. К данному типу относятся Екатеринбург, Пермь, Оренбург и Рязань.

В ходе анализа был также выявлен смешанный тип пространственного расположения научно-образовательных объектов, он представляет собой комбинацию из двух или нескольких основных типов.

В истории развития университетской среды прослеживается вектор от локальных замкнутых градостроительных единиц к многокомпонентным ансамблям, играющим значительную, а во многих случаях градообразующую роль. Кампус, как связующий элемент с структуре города, обеспечивает социальную, культурную и пространственную динамичность. Современный тип кампуса – межвузовский – становится частью научно-образовательного комплекса, включающего объекты науки, образования, производства, бизнеса, а также всю необходимую жилую, спортивную, обслуживающую и культурно-развлекательную инфраструктуру [5].

Инновационные образовательные технологии подразумевают создание новых пространств и архитектурных форм, которые могут быть интегрированы в городскую ткань, могут заполнять пустующие участки или быть вынесены за периметр селитебной зоны города. Наукоемкие предприятия и исследовательские центры могут располагаться в непосредственной близости с промышленными территориями, становясь своеобразной буферной зоной и способствуя активному преобразованию неблагоприятных районов, повышая их экологические и средовые качественные характеристики.

При любом пространственном типе и расположении современный научно-образовательный комплекс проектируется с учетом городских процессов и имеет характерные особенности: многофункциональность, многокомпонентность, открытость и связность территорий, развитую инфраструктуру внутри комплекса и на примыкающих участках, размытость границ, симбиоз с городом и развитый зеленый каркас.

Синергия – основной принцип внедрения НОК в инфраструктуру города – становится условием устойчивого развития центра и всей области. Город как среда, объединяющая всех участников непрерывного образовательного процесса, сосредоточение исследовательских ресурсов и базы знаний, производственных мощностей и технологий, а также центр реализации коммерческих идей – требует новых пространственных решений, обеспечивающих взаимосвязь и синергию всех его элементов.

Научно-образовательный комплекс как градоформирующий компонент в структуре города – областного центра России является значимым фактором устойчивого развития.

References

1. Programma «Prioritet 2030», utverzhdennaya Postanovleniem Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 13.05.2021 №729 // Pravitel'stvo Rossii: oficial'nyy sayt. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202105210040 (data obrascheniya: 10.05.2023).

2. Gosudarstvennyy nauchno-proektnyy institut uchebno-vospitatel'nyh, torgovo-bytovyh i dosugovyh zdaniy (institut obschestvennyh zdaniy) : Spravochnoe posobie k SNiP. Proektirovanie vysshih uchebnyh zavedeniy i institutov povysheniya kvalifikacii // Minstroy Rossii. - Moskva: Stroyizdat, 1992.

3. Vzaimodeystvie nauki i obrazovaniya v otechestvennom nauchno-innovacionnom processe / L. P. Kleeva, I. V. Kleev, A. Yu. Krotov, A. K. Nikitova // Kompetentnost'. - 2013. - № 9. - S. 16-19.

4. Kleeva, L. P. Razvitie nauchno-obrazovatel'nyh kompleksov regionov Rossii / L. P. Kleeva // Energiya: ekonomika, tehnika, ekologiya. - 2015. - № 10. - S. 2-8.

5. Lapygin, D. Yu. Integraciya obrazovaniya i nauki kak faktor strategicheskogo razvitiya regiona / D. Yu. Lapygin // Regionologiya. - 2015. - № 1 (90). - S. 107-113.

Login or Create
* Forgot password?