с 01.01.2023 по настоящее время
В публикации впервые выявляются основные черты провинциального театра, а также формулируются основные тенденции в проектировании современного провинциального театра.
провинциальный театр, региональный театр, гастрольный театр, Народный дом, клуб, загородная среда
Понятие провинциального театра обычно ассоциируется с небольшим театром в населенном пункте, удаленном от столицы региона, публикой которого являются местные жители, в отличие от столичных театров. Такие театры, как правило, находятся в небольших городах или загородной среде/ сельской местности, их отличительной чертой являются устоявшиеся традиции, сложившиеся в результате взаимного влияния местной культуры, постоянного контингента зрителей театра и труппы.
Распространение таких театров началось в конце XIX века в период строительства народных домов, основным предназначением которых было проводить постановки любительских театров. Сегодня многие провинциальные театры размещаются в зданиях, первоначально имевших другое назначение: это были залы общественных собраний, купеческие клубы, рабочие клубы, дома культуры и другие здания общественного назначения (рис. 1).
В малых городах и сельской местности одним из основных традиционных мест проведения культурного досуга жителей по-прежнему является провинциальный театр. Со временем у таких театров появляется устойчивое сообщество зрителей, которое может опосредованно влиять на репертуар театра. Важной особенностью провинциального театра является его тесная связь с аудиторией. В спектаклях часто находит отражение культурная и общественная жизнь населенного пункта. Каждый провинциальный театр является самобытным явлением, транслирующим локальную идентичность и уникальность местной культуры.
Ввиду небольшого количества других общественных зданий в малых городах образ провинциального театра имеет важное значение в формировании архитектурного облика центра населенного пункта.
Провинциальный театр не имеет возможности быть только репертуарным, так как круг его зрителей гораздо уже, чем у театра в крупном городе. Для поддержания постоянного интереса публики театру необходимо разнообразие в жанрах и сценографии постановок. Также важную роль в расширении вариативности постановок играет возможность театра принимать гастрольные спектакли.
История основания большинства коллективов провинциальных театров начиналась с любительской труппы. В ходе ее профессионального становления общественное здание, в котором она находилась, реконструировалось в театр, вытесняя другие его функции, или строилось новое здание театра. Многие провинциальные театры находятся в типовых зданиях, построенных в результате их массового строительства, начавшегося в 1930-е годы.
В современной России провинциальный театр – это отдельное развивающееся культурное явление, имеющее свою специфику и особенности, отражающиеся в архитектуре здания. Внедрение современных тенденций проектирования даст стимул к развитию театральной культуры сельских населенных мест и малых городов.
В ХХ веке в архитектуре провинциальных театров выявились следующие основные тенденции в развитии сценической площадки:
- главная и малая сцены обеспечиваются передовыми технологиями верхней и нижней механизации;
- для свободы сценографических решений создаются театральные пространства с возможностью пространственной трансформации;
- чтобы принимать гастрольные постановки, размеры сцены должны соответствовать установленным стандартам;
- создание безбарьерной среды для доступа маломобильных групп населения.
На сегодняшний день проблемы провинциального театра связаны с моральным устареванием технического оборудования сцены и с ограничениями, которые накладывают на свободу в сценографии нормы проектирования прошлых лет. В архитектуре провинциального театра необходимо учитывать характер застройки местности, климатические особенности и культурно-образовательный уровень населения.
Важной тенденцией в области архитектуры и технического оснащения сцены при проектировании современного провинциального театра является стремление обеспечить возможность творческому коллективу наибольшую свободу в выборе сценических форм, максимально соответствующих задачам постановок, и создание такого технического оснащения, которое бы позволило не только изменять сценическое пространство, но и использовать его как мощный художественный инструмент.
Важной особенностью формирования архитектуры современного провинциального театра является способность к трансформации его внутреннего пространства (рис. 2, 3). При проектировании таких театров предусматриваются возможности изменения конфигурации сцены, изменения положения зрительных мест, совмещения пространства сцены и зала. Такие планировочные решения дают свободу творчества коллективу театра и позволят принимать гастрольные спектакли различных форматов, что помогает поддерживать интерес к театру и привлекать новых зрителей [5].
Также важным является применение мультимедийных технологий в постановках. Видеопроекция может быть ценным инструментом для погружения зрителей в атмосферу спектакля и стать средством художественной выразительности в руках режиссера.
Для провинциальных театров, расположенных в загородной среде/ сельской местности, в отсутствии заведений для альтернативного проведения досуга важной тенденцией является увеличение количества общественных функций здания и формирование на его основе культурного центра населенного пункта.
Наряду с перечисленным, современный провинциальный театр нуждается в развитой складской зоне с передовыми системами хранения, позволяющей размещать декорации театров, приехавших на гастроли и хранить собственные. Вокруг сцены должна быть выстроена логистика для удобной и быстрой смены декораций.
Сочетание традиционной структуры классического театра с универсальностью и гибкостью сценического пространства является отличительной особенностью архитектуры современного провинциального театра. Внедрение современных тенденций проектирования зрелищных зданий в архитектуру провинциальных театров даст их коллективам широкий спектр инструментов для творчества, развивая театральную культуру России.
1. Иванов, В. В. Россия. Искусство и культура. Драматический театр в 20 в. / В. В. Иванов // Большая Российская энциклопедия: официальный сайт. – URL: https://bigenc.ru/c/rossiia-iskusstvo-i-kul-tura-dramaticheskii-teatr-v-20-v-2b34d9 (дата обращения 27.11.2023).
2. Кожевников, А. М. Современный трансформирующийся театр: Учебно-методическое пособие для студентов архитектурного направления: бакалавр-магистр / А. М. Кожевников. – Москва : Отдел оперативной полиграфии МАРХИ, 2018.
3. Минакова, Г. Эволюция советского театра / Г. Минакова // TATLIN: сайт журнала. – Опубликовано 9 марта 2024 г. - URL: https://tatlin.ru/articles/evolyuciya_sovetskogo_teatra (дата обращения: 06.04.2023).
4. Руднев, П. Провинциальные театры: тенденции и перспективы / П. Руднев // Театрал: сайт журнала. – Опубликовано 27 января 2012 г. – URL: https://oteatre.info/usa-obrechennye-na-nezavisimost/ (дата обращения: 29.11.2023).
5. Федоровская, Н. А. Особенности архитектуры провинциального театра / Н. А. Федоровская // Наука, образование и экспериментальное проектирование : тезисы докладов международной научно-практической конференции, 8-12 апреля 2024 г. В 2 т. Т. 2 / Московский архитектурный институт. – Москва : МАРХИ, 2024. – С. 172-173.
6. Херувимова, И. А. История и современная архитектура театра: учеб. пособие / И. А. Херувимова, Б. А. Чурляев. – Пенза : ПГУАС, 2014.