Main trends in the design of a modern provincial theater
Section: PRACTICE
Abstract and keywords
Abstract (English):
The publication reveals for the first time the main features of the provincial theater, and also formulates the main trends in the design of a modern provincial theater.

Keywords:
provincial theatre, regional theatre, touring theatre, People's House, club, country environment
Text
Text (PDF): Read Download

Понятие провинциального театра обычно ассоциируется с небольшим театром в населенном пункте, удаленном от столицы региона, публикой которого являются местные жители, в отличие от столичных театров. Такие театры, как правило, находятся в небольших городах или загородной среде/ сельской местности, их отличительной чертой являются устоявшиеся традиции, сложившиеся в результате взаимного влияния местной культуры, постоянного контингента зрителей театра и труппы.

Распространение таких театров началось в конце XIX века в период строительства народных домов, основным предназначением которых было проводить постановки любительских театров. Сегодня многие провинциальные театры размещаются в зданиях, первоначально имевших другое назначение: это были залы общественных собраний, купеческие клубы, рабочие клубы, дома культуры и другие здания общественного назначения (рис. 1).

В малых городах и сельской местности одним из основных традиционных мест проведения культурного досуга жителей по-прежнему является провинциальный театр. Со временем у таких театров появляется устойчивое сообщество зрителей, которое может опосредованно влиять на репертуар театра. Важной особенностью провинциального театра является его тесная связь с аудиторией. В спектаклях часто находит отражение культурная и общественная жизнь населенного пункта. Каждый провинциальный театр является самобытным явлением, транслирующим локальную идентичность и уникальность местной культуры.

Ввиду небольшого количества других общественных зданий в малых городах образ провинциального театра имеет важное значение в формировании архитектурного облика центра населенного пункта.

Провинциальный театр не имеет возможности быть только репертуарным, так как круг его зрителей гораздо уже, чем у театра в крупном городе. Для поддержания постоянного интереса публики театру необходимо разнообразие в жанрах и сценографии постановок. Также важную роль в расширении вариативности постановок играет возможность театра принимать гастрольные спектакли.

История основания большинства коллективов провинциальных театров начиналась с любительской труппы. В ходе ее профессионального становления общественное здание, в котором она находилась, реконструировалось в театр, вытесняя другие его функции, или строилось новое здание театра. Многие провинциальные театры находятся в типовых зданиях, построенных в результате их массового строительства, начавшегося в 1930-е годы.

В современной России провинциальный театр – это отдельное развивающееся культурное явление, имеющее свою специфику и особенности, отражающиеся в архитектуре здания. Внедрение современных тенденций проектирования даст стимул к развитию театральной культуры сельских населенных мест и малых городов.

В ХХ веке в архитектуре провинциальных театров выявились следующие основные тенденции в развитии сценической площадки:

  • главная и малая сцены обеспечиваются передовыми технологиями верхней и нижней механизации;
  • для свободы сценографических решений создаются театральные пространства с возможностью пространственной трансформации;
  • чтобы принимать гастрольные постановки, размеры сцены должны соответствовать установленным стандартам;
  • создание безбарьерной среды для доступа маломобильных групп населения.

На сегодняшний день проблемы провинциального театра связаны с моральным устареванием технического оборудования сцены и с ограничениями, которые накладывают на свободу в сценографии нормы проектирования прошлых лет. В архитектуре провинциального театра необходимо учитывать характер застройки местности, климатические особенности и культурно-образовательный уровень населения.

Важной тенденцией в области архитектуры и технического оснащения сцены при проектировании современного провинциального театра является стремление обеспечить возможность творческому коллективу наибольшую свободу в выборе сценических форм, максимально соответствующих задачам постановок, и создание такого технического оснащения, которое бы позволило не только изменять сценическое пространство, но и использовать его как мощный художественный инструмент.

Важной особенностью формирования архитектуры современного провинциального театра является способность к трансформации его внутреннего пространства (рис. 2, 3). При проектировании таких театров предусматриваются возможности изменения конфигурации сцены, изменения положения зрительных мест, совмещения пространства сцены и зала. Такие планировочные решения дают свободу творчества коллективу театра и позволят принимать гастрольные спектакли различных форматов, что помогает поддерживать интерес к театру и привлекать новых зрителей [5].

Также важным является применение мультимедийных технологий в постановках. Видеопроекция может быть ценным инструментом для погружения зрителей в атмосферу спектакля и стать средством художественной выразительности в руках режиссера.

Для провинциальных театров, расположенных в загородной среде/ сельской местности, в отсутствии заведений для альтернативного проведения досуга важной тенденцией является увеличение количества общественных функций здания и формирование на его основе культурного центра населенного пункта.

Наряду с перечисленным, современный провинциальный театр нуждается в развитой складской зоне с передовыми системами хранения, позволяющей размещать декорации театров, приехавших на гастроли и хранить собственные. Вокруг сцены должна быть выстроена логистика для удобной и быстрой смены декораций.

Сочетание традиционной структуры классического театра с универсальностью и гибкостью сценического пространства является отличительной особенностью архитектуры современного провинциального театра. Внедрение современных тенденций проектирования зрелищных зданий в архитектуру провинциальных театров даст их коллективам широкий спектр инструментов для творчества, развивая театральную культуру России.

References

1. Ivanov, V. V. Rossiya. Iskusstvo i kul'tura. Dramaticheskiy teatr v 20 v. / V. V. Ivanov // Bol'shaya Rossiyskaya enciklopediya: oficial'nyy sayt. – URL: https://bigenc.ru/c/rossiia-iskusstvo-i-kul-tura-dramaticheskii-teatr-v-20-v-2b34d9 (data obrascheniya 27.11.2023).

2. Kozhevnikov, A. M. Sovremennyy transformiruyuschiysya teatr: Uchebno-metodicheskoe posobie dlya studentov arhitekturnogo napravleniya: bakalavr-magistr / A. M. Kozhevnikov. – Moskva : Otdel operativnoy poligrafii MARHI, 2018.

3. Minakova, G. Evolyuciya sovetskogo teatra / G. Minakova // TATLIN: sayt zhurnala. – Opublikovano 9 marta 2024 g. - URL: https://tatlin.ru/articles/evolyuciya_sovetskogo_teatra (data obrascheniya: 06.04.2023).

4. Rudnev, P. Provincial'nye teatry: tendencii i perspektivy / P. Rudnev // Teatral: sayt zhurnala. – Opublikovano 27 yanvarya 2012 g. – URL: https://oteatre.info/usa-obrechennye-na-nezavisimost/ (data obrascheniya: 29.11.2023).

5. Fedorovskaya, N. A. Osobennosti arhitektury provincial'nogo teatra / N. A. Fedorovskaya // Nauka, obrazovanie i eksperimental'noe proektirovanie : tezisy dokladov mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii, 8-12 aprelya 2024 g. V 2 t. T. 2 / Moskovskiy arhitekturnyy institut. – Moskva : MARHI, 2024. – S. 172-173.

6. Heruvimova, I. A. Istoriya i sovremennaya arhitektura teatra: ucheb. posobie / I. A. Heruvimova, B. A. Churlyaev. – Penza : PGUAS, 2014.

Login or Create
* Forgot password?