Представленная для публикации статья рассматривает потенциал развития функционально-планировочной структуры городов российского Дальнего Востока в условиях гипотетического сценария создания трансграничных линий ВСМ между Россией и Китаем. Автор использует методы сравнительного анализа и поиска аналогий. В статье выдвинуты и обоснованы положения о наличии объективных предпосылок для создания единой китайско-российской высокоскоростной железнодорожной сети и формирования  в этом случае нового градостроительного потенциала для развития приграничных российских городов.

Предложенные в данной статье решения имеют практическую ценность для развития приграничных городов российского Дальнего Востока, а также теоретическую ценность для поиска новых моделей градоформирования приграничных городов. Подготовленные иллюстративные материалы могут быть использованы в разработках и предложениях компаний, занимающихся вопросами железнодорожного сообщения и транспорта, городских и региональных администраций, обладают ясностью и последовательностью изложения.

Научная новизна результатов - впервые на основе изучения существующего транспортно-расселенческого каркаса Дальнего Востока и опыта создания трансграничных ВСМ в Европе сформулирована гипотеза о возможности развития российских приграничных городов Дальнего Востока как узлов трансграничных высокоскоростных железнодорожных магистралей, в том числе, формирования трансграничной агломерации Забайкальск-Маньчжурия.

Статья рекомендована к публикации.