student from 01.01.2022 until now
Moscow, Moscow, Russian Federation
BBK 85 Искусство. Искусствознание
The object of consideration in the article is traditional Ossetian housing. The features of the flat and mountain dwellings of the countryside of North Ossetia are described. "Hadzar" is considered as a reflection of consciousness, mentality, peculiarities of upbringing and interaction of people. The main natural and socio-cultural factors influencing the image of a traditional dwelling are highlighted.
North Ossetia, residential architecture, traditional dwelling, house, lowland dwelling, mountain dwelling, national traditions.
Традиционное жилище – это отражение народного сознания, менталитета в архитектуре. Поселения в Северной Осетии зачастую образовывались на основе родственных связей, поэтому взаимоотношения внутри села были достаточно тесными. Размер и тип поселения также влиял на образ жизни его обитателей,– как правило, чем больше поселение, тем более закрытый тип жилья, чем поселение меньше, тем более открытое жилье с общими зонами взаимодействия. Таким образом, традиционное жилище видоизменялось и находилось в прямой зависимости от разнообразных традиционных социальных потребностей жильцов и обрастало новыми функциями и свойствами осетинского «хадзара».
Осетинское слово «хадзар» имеет два значения: в широком смысле – это «дом, жилище», в узком – это главная жилая комната с очагом, по-осетински «къона». «Хадзар» как старинная постройка представлял собой дом, состоящий из одной комнаты, которая совмещалавсе необходимые функции. Посередине комнаты находился очаг, по линии которого комната незримо делилась на женскую и мужскую половину. В мужской половине проходила жизнь главного старшего – «хистара», здесь он занимался своими делами, принимал гостей, спал, хранил оружие и одежду. Старейшина имел свое почетное место, занимать которое никто не имел права. Культ почитания старших настолько развит у осетин, что нашел отражениев структуре жилища. Женская часть «хадзара» использовалась для всей семьи в целом, тут находились и кухня, и кладовая, хранились вещи женского обихода. Со временем старинная модель однокомнатного дома упразднилась и разделилась на отдельные помещения: «хадзар»– главная комната, «уат»– жилая комната для супругов, «скъат» – хлев, «тыргъ» – сени, «къабис» – кладовая. Также во дворе часто обустраивалась отдельно стоящая нежилая постройка с летней кухней и небольшими подсобными помещениями, которая служила местом приема гостей и проведения религиозных, ритуальных и общественных мероприятий. В настоящее время «хадзар» – это чаще всего нежилое малоэтажное вытянутое в плане сооружение, служащее коммуникативным центром нескольких домов или дворов.
Одним из древних типов жилой постройки является дом-крепость «ганах». «Ганах» представлял собой крепость, состоящую из трех этажей с окнами-бойницами, через которые поступал свет. На первом этаже хранились вещи и запасы семьи, второй отводился под жилье, третий служил для обороны и приема гостей. Большие семейные общины владели замками – «галуанами», в состав которых входили жилье, крепость, хозяйственные постройки и боевая башня, огражденные высокой каменной стеной. Также распространенным типом постройки являлась башня – «масыг» (рис.1). Наличие собственной фамильной башни считалось почетным и свидетельствовало о благосостоянии и знатности владевшей фамилии. Чем выше башня, тем более знатный род. Башни подразделялись на жилые, боевые, сторожевые. Осетинские башни разительно отличались от башен соседних народов характером кладки, формой и отверстиями.
На территории Северной Осетии распространен как горный (рис.2), так и равнинный тип жилища. Оба типа имеют свои особенности и образовались исходя из характерных условий местности. Горные поселения, как правило, небольшие, они состояли из домов, выполненных из камня и дерева со скатной кровлей, часто вписанных в рельеф и имеющих небольшие придомовые участки. В высокогорье были распространены двухэтажные домас целью экономии посевных земель. Первый этаж был выполнен из камня, а второй сплетался из деревянных прутьев. Часть первого этажа занимали хозяйственные помещения, второй этаж полностью жилой. Каменные или деревянные одноэтажные дома в горах состояли из большой кухни, гостиной («хадзара»), комнат для членов семьи («уат») с отдельными выходами на террасу («тыръта»). При каждом доме был двор («карт»), занимавший небольшую площадку в горных районах и большой участок на равнине. Во дворе располагались сараи, навесы и кукурузные сапетки – «къуту».
Жилище в предгорьях и на равнине (рис.3) имело усадебный характер и формировалось на основе заимствования некоторых принципов возведения русского деревянного и каменного домов, глинобитной украинской хаты и донского «куреня», а также внедрения принципов местного народного домостроения. Усадьбы обносились плетеной оградой из хвороста, впоследствии распространились каменные ограды из булыжников на цементном растворе. Признаком богатства считалось наличие ворот по типу городских. Структура равнинного жилища состояла из комнат, расположенных в ряд с отдельными выходами в коридор, частым явлением было наличие летней кухни. Стены равнинных домов завешивались войлоком и коврами, украшенными орнаментом, в то время как в горном жилище вешали оленьи, козьи и медвежьи шкуры. Отопительную функцию «хадзара» выполнял не только очаг, но и полукруглый камин или печь с лежанкой, заимствованная у русских казаков. Также большое распространение имела русская железная печь.
«Хадзар» для осетин имеет сакральное значение. Большим преступлением, неминуемо влекшим кровную месть, считалось оскорбление очага или чести дома. Оскорблением считалось нарушение целостности очага, заливание его водой, забрасывание на порог мертвых животных. «Хадзар» – это то место, в котором протекали основные процессы жизни осетин: рождение ребенка, сопутствующие этому мероприятия– «кувд» и «кахц», быт, воспитание детей, прием многочисленных гостей, религиозные обряды, совершение молитв, свадебные мероприятия, празднование традиционных праздников, обряды похоронно-поминальной культуры.
Гостеприимство – одно из древнейших обычаев осетин. Гостеприимство у горных и равнинных осетин имеет свои особенности. Нарушение закона гостеприимства – большой позор для всей фамилии. Кем бы ни являлся гость, его необходимо было встретить должным образом, прием гостя происходил по определенному ритуалу. Для приема гостей служила кунацкая – «уазагдон» или одна из жилых комнат дома – «уат», при отсутствии этих помещений гостя принимали на мужской половине «хадзара». Сколько бы ни пробыл гость «уазаг» в гостях, хозяин не мог отпустить его из дома, не накормив. Для угощения гостя обязательно готовили пироги, доставали лучшие запасы зерна, мяса и других продуктов. Закон гостеприимства не нарушался даже в самые тяжелые для семьи времена, гость мог рассчитывать на последние запасы семьи.
Как правило, в «хадзаре» проживало несколько семей и поколений. В Осетии не принято, чтобы старшие жили отдельно, поэтому младший сын со своей семьей всегда остается в родительском доме. Зачастую в доме проживали семьи нескольких сыновей, главным хозяином дома являлся старший – «хистар». «Хистар» принимает все семейные решения, садится за стол первым и дает разрешение сесть и встать из-за стола остальным, детям было запрещено сидеть за столом со взрослыми. Главной по хозяйству является жена «хистара» – «афсин», она же следит за взаимоотношениями в семье, не допускает конфликтов между членами семьи. В осетинских поселениях, как правило, очень близкие отношения с соседями и родственниками, в «хадзаре» всегда бывают гости. Все эти социальные взаимоотношения, особенности быта и традиционные обряды задают определенный облик и структуру жилища, сформированного в Северной Осетии под влиянием социокультурных факторов. У осетин также были очень развиты домашние ремесла, такие как суконное, войлочное, кожевенное производство, сыроделие, маслоделие. Таким образом, «хадзар» наделен множеством специфических функций для комфортной жизни традиционной осетинской семьи.
Изменения в составе семьи влекли за собой изменения структуре «хадзара». Для новобрачных пристраивалась новая жилая комната «уат». Характер пристройки зависел от условий местности: в горных районах использовалась вертикальная застройка в целях экономии пахотной земли, на равнине пристройка добавлялась в горизонтальном плане. В результате, дом для большой семьи «бира бинонты хадзар» вытягивался в плане или увеличивался в этажности вместе с ростом численности обитателей.
Можно выделить два типа факторов, повлиявших на формирование облика осетинского традиционного жилья, – естественные и социокультурные. На территории Северной Осетии весьма разнообразный рельеф, что влечет за собой такие же разнообразные климатические условия. В горных районах преобладает достаточно суровый климат с сильными ветрами, обильными осадками,– это отразилось в облике горного жилища, выполненного из местных материалов, с небольшими окнами и скатной крышей. Также естественными факторами влияния являются температурно-влажностный режим, характер ландшафта, наличие строительного материала, сейсмика, предохранение жилища от последствий чрезвычайных ситуаций, влияние опыта строительства соседних народов. К социокультурным факторам относятся особенности взаимодействия членов семьи и соседей, семейные, духовно-нравственные ценности, личные интересы, хозяйственная деятельность, социокультурные потребности.
«Хадзар» как отражение семейной ячейки несет информацию об уровне благосостояния жильцов, интересах, вкусах, отношениях между обитателями. Жилище – это не только место ночлега для осетин, это социальное пространство, являющееся местом сближения людей, празднования, молитвы и скорби. В облике жилища находят отражение черты домочадцев, предков, времени и сознания, все это формирует единый облик семьи, фамилии, поселения и культуры в целом.
Под влиянием времени многие традиции упраздняются, трансформируются, но основные принципы и уклады осетинского общества сохраняются и по сегодняшний день. Именно поэтому современная европейская модель дома, получившая широкое распространение на территории республики, не подходит для местной культуры и не отвечает национальным и культурным потребностям осетин. Такие особенности, как обилие коммуникативных пространств, гибкость структуры жилья, выделение функциональных зон по возрастному признаку, наличие сезонных помещений, использование национальной кладки в отделке, применение традиционных форм в архитектуре могут найти отражение в проектировании современного дома и сделать его уникальным и национально ориентированным.
Исходя из вышесказанного, сделаны следующие выводы:
- определена связь между размером поселения и типом жилья;
- определено влияние местоположения на структуру и облик жилища;
- определено значение традиций и обычаев на структуру жилища;
- выявлен сакральный характер исторического жилища для осетин;
- показана важность сохранения традиций исторического жилища Северной Осетии.
1. Kaloev, B. Zemledelie narodov Severnogo Kavkaza / B. A. Kaloev. - Moskva : Nauka, 1981.
2. Kaloev, B. Material'naya kul'tura i prikladnoe iskusstvo osetin / B. A. Kaloev. - Moskva : Nauka, 1973.
3. Kaloev, B. Osetiny / B. A. Kaloev. - Moskva : Nauka, 1971.
4. Skifo-alanskoe nasledie Kavkaza: sb. nauch. statey / nauch. red. A. Tuallagov. - Vladikavkaz: SOIGSI VNC RAN, 2017.
Authors: Kozhevnikov Alexandr