employee from 01.01.2014 until now
BBK 85 Искусство. Искусствознание
The article briefly describes history, the principles of work and trends in the development of the international review-competition of the best graduation works in architecture, design and art, as well as the community of professors and architectural universities that was formed on its basis.
architectural education, international competition of the best graduation works, periodical «Architecture of the USSR»
Ежегодно уже более двадцати лет межрегиональная общественная организация содействия архитектурному образованию (МООСАО) проводит Международный смотр-конкурс лучших выпускных квалификационных работ по архитектуре, дизайну и искусству [3]. Впервые смотры-конкурсы дипломных работ стал проводить Союз архитекторов СССР в 1960-х годах. Тогда ежегодно проводился Всесоюзный смотр дипломных проектов архитектурных школ СССР. До нас дошло не так много документов о проведенных смотрах, но ежегодно руководитель смотра публиковал статью об итогах в журнале «Архитектура СССР». Один из первых материалов – статья доктора архитектуры Бориса Григорьевича Бархина в № 6 журнала за 1964 год, в которой он рассказывает об итогах очередного ежегодного смотра выпуска 1963 года [1]. В 1992 году под руководством академика Александра Владимировича Степанова была создана Межрегиональная ассоциация педагогов архитектурных школ (МАПАШ), принявшая на себя организацию смотра-конкурса и сплотившая членов профессорско-преподавательского состава архитектурных вузов. Преемником МАПАШ в 1999 году стала Межрегиональная общественная организация содействия архитектурному образованию (МООСАО).
Сегодня история смотров насчитывает более 60 лет. МООСАО объединяет представителей профессорско-преподавательского состава уже 63 высших учебных заведений России стран СНГ. Партнерами МООСАО являются важнейшие профессиональные и научные институции России и СНГ в области архитектуры и пространственного развития: Российская Академия архитектуры и строительных наук (РААСН), Международная ассоциация Союзов архитекторов (МАСА), Союз архитекторов России и многие другие.
Сейчас МООСАО и конкурс находятся на этапе трансформации и переосмысления стратегии своего развития, с учетом современных тенденций развития архитектурного образования, трансформации в образовательной среде, геополитических изменений, происходящих в мире. Основными векторами развития сообщества архитектурных вузов на данный момент видится сплочение высших учебных заведений и организаций, формирующих повестку развития профессиональной деятельности архитекторов. Как исторически смотры-конкурсы были инициативой Союза архитекторов СССР, так и сейчас Ассоциация высших учебных заведений в области архитектурного образования (в которую трансформируется общественное объединение) должна тесно сотрудничать с такими организациями, как МАСА, РААСН, САР и прочие профессиональные объединения, представляющие широкий спектр деятельности архитектора.
Важнейшими направлениями деятельности будущей ассоциации помимо сохранения и развития традиции смотров-конкурсов должны стать:
- профессионально-общественная аккредитация;
- содействие в реализации образовательных сетевых программ (российских и международных);
- методическое развитие;
- решение задач усиления интенсивности и качества исследований и образовательной деятельности участников ассоциации;
- усиление взаимодействия учебных заведений в области архитектуры всех уровней подготовки (школа, средние и высшие учебные заведения) в целях обеспечения качества образования в сфере архитектуры, градостроительства, дизайна и искусства в области развития среды;
- проведение на базе ассоциации дополнительных конкурсов, программ стажировок, повышение квалификации.
Все эти темы прорабатываются представителями МООСАО последний год, и в скором времени при поддержке профессионального сообщества найдут воплощение.
Если говорить об изменениях в формате смотра-конкурса, то это прежде всего акцент на его основной миссии – повышении качества образования в области архитектуры градостроительства, реставрации и дизайна. Основными направлениями работы сейчас являются: усиление методологического и методического обмена в сообществе; усиление вектора исследований архитектурного образования в процессе научной конференции, проводимой в рамках смотра-конкурса; усиление интеграции в комиссии общественной референтуры практиков и представителей партнерских профессиональных организаций; диджитализация всех аспектов смотра-конкурса для более гибкого методического и информационного обмена. В 2021 году появилась виртуальная платформа для оценки работ и просмотра выставки, воспользоваться которой может каждый (сайт смотра-конкурса: moosao.ru), при этом очный этап смотра и его проведение на площадках различных высших учебных заведений чрезвычайно важен и сохраняется неизменно. Расширяется число участников и пересматривается формат работы смотра в целом, в стремлении сделать его еще более полезным и востребованным в современном образовательном процессе и для будущих поколений педагогов в области архитектурного образования. В планах смотра-конкурса – уже в следующем году вовлечь в работу школы и колледжи в области архитектуры.
Значение смотра лучших дипломных работ, появившегося в середине прошлого столетия и по сей день непрерывно продолжающего свои традиции, невозможно переоценить. Сообщество педагогов, образовательных организаций и практиков, вовлеченных в развитие архитектурного образования в России и мире, которое возникло на его основе, поддержка лучших образовательных методик, обмен опытом и выявление лучших учебников и монографий – все это стало возможным благодаря Международному смотру-конкурсу лучших выпускных квалификационных работ по архитектуре, дизайну и искусству.
1. Barhin, B. Smotr diplomnyh proektov arhitekturnyh shkol strany / B. Barhin // Arhitektura SSSR. - 1964. - №6. - S. 27-55.
2. Uspenskaya, A. M. Obzor arhitekturnyh shkol Rossii v kontekste vsesoyuznyh smotrov-konkursov luchshih diplomnyh rabot 1960-1990-e gg.: po materialam zhurnala "Arhitektura SSSR" / A. M. Uspenskaya // Arhitektura i stroitel'stvo Rossii. - 2017. - No 3 (223). - S. 56-59.; EDN: https://elibrary.ru/ZRSVCL
3. Uspenskaya, A. M. Shest' desyatiletiy smotrov luchshih diplomnyh rabot arhitekturnyh shkol Rossii i stran SNG. Kazan' 2022 god / A. M. Uspenskaya // Nauka, obrazovanie i eksperimental'noe proektirovanie: Tezisy dokladov mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii professorsko-prepodavatel'skogo sostava, molodyh uchenyh i studentov. V 2 tomah. T. 1. - Moskva : MARHI, 2023. - S. 165.