graduate student from 01.01.2013 to 01.01.2020
Moscow, Moscow, Russian Federation
UDK 726.056 Пространство для уединения и индивидуальных молитв
UDK 726.053 Главные помещения для молящихся в местах, предназначенных для богослужений
GRNTI 67.00 СТРОИТЕЛЬСТВО. АРХИТЕКТУРА
BBK 85 Искусство. Искусствознание
The article describes parts of architecture and planning structure for baptismal spaces potentially would be place by saint springs and adjoin areas for it.
saint springs, hierotopy of sacred spaces, orthodox tourism, baptismal font, baptism ceremony, baptistery
На территории России существует множество святых мест, почитаемых среди православных верующих. Среди них – монастыри, храмы, часовни, памятники и древние местности, хранящие память о житиях святых. В перечень желанных для посещения мест также входят и святые источники: их территории обладают значительной историко-культурной ценностью и имеют высокий уровень сакральности места. Посещение источников духовно обогащает человека (что справедливо не только для верующих), в христианской среде широко распространено убеждение о целительной силе воды из источника.
Сакральным может являться практически любое пространство, оказывающее сильное эмоциональное воздействие на присутствующего в нем. Причастные к вере и религии места обладают высоким уровнем духовности, потому и несомненно являются сакральными. В соответствии с иеротопической концепцией А. М. Лидова, сакральное пространство, «пространственная икона», есть совокупность образов и символов, подобно храму. Отличие лишь в том, что крестильное пространство не ограничено конкретным помещением. Сакральность – это многосоставная характеристика: сюда входят и материальные элементы, например архитектурные детали, предметы и изображения. К сакральности могут относиться также световые, звуковые эффекты и даже запахи. Но при общем восприятии все эти составляющие считываются как культурно-духовный код конкретной местности.
Православная русская государственность частично выросла из такой традиции, как массовое крещение в естественных водоемах. Таинство крещения – первое таинство, начало православной жизни; выбор места для проведения крещения не ограничен ничем, кроме желания самого крещающегося и благословения духовника. В настоящее время традиция крещения в реках и озерах поддерживается, благодаря возможности организации крестилен в открытых водоемах, однако большинство таких «купелей под открытым небом» не имеют какой-либо планировочной структуры, нефункциональны и не обладают архитектурно-художественной ценностью.
Большая часть территорий святых источников располагается вдали от городских центров и поселков, в природно-ландшафтной среде, включает, как правило, земли сельскохозяйственного назначения, лесных угодий и, конечно же, водные объекты. Святые источники можно условно разделить на ключи (источники для сбора воды) и купели (естественные водоемы). Способ крещения в древней Церкви описан в Учении двенадцати апостолов (Дидахе) (I – нач. II в.): «Крестите в живой (то есть проточной) воде во имя Отца и Сына и Святого Духа. Если же нет живой воды, крести в другой воде; если не можешь в холодной, то в теплой. А если нет ни той, ни другой, то возлей на голову трижды» [8]. Таинство крещения с полным погружением является более осознанным и глубоким, нежели крещение троекратным обливанием.
Первоочередная задача архитектора – функционально-планировочная организация. Ядром территории является именно крестильная зона, расположение и площадные характеристики зависят, как правило, именно от нее. Важнейшую роль играет учет православного канона, так как он задает тон для построения крестильного пространства. Как уже было отмечено, крестильное пространство не имеет никаких ограничений в виде ограждающих конструкций, однако его основная часть канонически будет повторять функционально-планировочное устройство храма.
На первый взгляд, крестильная купель под открытым небом – это вариант проведения крещения в теплое время года или же для разового зимнего, в крещенские купания. Неподалеку от открытых водоемов могут располагаться сопутствующие постройки, позволяющие совершать крещения внутри них, а не непосредственно в водоеме под открытым небом, хотя при этом вода, заключенная в них, – та же вода из водоема поблизости. Данный тип крещален является полуоткрытым и может использоваться в любое время года, так как часто позволяет более свободно организовать вход в воду, а также в некоторых случаях создать достаточный уровень подогрева воды. Таким образом, необходимо ориентироваться на общие установки и регламенты, определенные для крещален при крупных или средних храмах в городской среде, так как многие правила, относящиеся к последним, аналогично применимы и к сакральным пространствам у водоемов (рис. 1).
Обратимся к СП 391.1325800.2017 «Храмы православные. Правила проектирования»: «6.44 Крещальни, предназначенные для крещения детей и взрослых, могут быть расположены в отдельных зданиях, пристроены к зданиям храмов или встроены в храмы и церковно-причтовые дома, с обязательным понижением уровня пола крещальни по отношению к уровню существующего пола».
Также можно заметить, что необходимыми для организации территории святого источника с крещальней будут 4 основных зоны: входная (въездная), храмовая (в данном случае – крестильная), вспомогательная и хозяйственная зоны.
Входная (въездная) зона крещальни при святом источнике должна располагать возможностью размещения автотранспорта с необходимым количеством парковочных мест (в зависимости от площади территории). Также здесь может размещаться и церковная лавка, туалетные комнаты.
Крестильная зона, располагающая функциональным ядром – купелью – должна быть связана с остальными зонами. В нее будут входить крестильная купель и места для сбора воды. Для размещения последних может использоваться часовня или крытая конструкция (навес). Так как крестильная зона в естественном водоеме не имеет какого-либо деления на помещения, чаще всего создается некое подобие алтарной преграды (без алтаря) – иконостас (рис. 2).
Проектировать крестильную зону стоит с учетом особенностей таинства, эргономики и мер безопасности: священнослужитель и участники таинства совершают круговой обход купели в конце. Для совершения данного действия возможна организация дополнительных мостков над естественным водоемом или организация террасы вокруг крытой купели. В большинстве случаев конструкция крытых купелей возводится из дерева, однако для повышения безопасности пользования следует предусматривать антискользящие покрытия.
Вспомогательная зона включает в себя помещения для подготовки к таинству крещения: в ней размещаются санузлы, душевые, гардеробные, пеленальные комнаты (для младенцев). Хозяйственная зона предназначена для хранения съемного мобильного оборудования, инвентаря для уборки территории и др.
Яркий пример оптимальной планировочной организации крещальни – территория святого источника Серафима Саровского в Дивеево: к нему проведена транзитная дорога, а на месте выхода родника устроено озеро. Для прихожан обустроен пешеходный мост, сооружены комфортные деревянные купальни и благоустроен колодец. Территория имеет большую въездную и вспомогательную зоны Въездная зона обозначена серым, вспомогательная – желтым, хозяйственная – синим, крестильная – красным (рис. 3).
Прилегающая территория крестильни при источнике обладает широким потенциалом для расширения ее функционального назначения, создания новой точки притяжения на удалении от городских центров и поселений. Одним из вариантов расширения территории источника может являться создание паломнических мини-деревень с возможностью проживания и организации послушнического труда. Здесь паломники могут разместиться для ночлега, проводить время в молитве, труде на земле, уходе за растениями. В современной отечественной практике принят ряд подходов к организации паломнических центров. Паломнический центр нового типа – это комплекс зданий, состоящий из многофункциональных объектов с модернизированными социокультурными и просветительными функциями, сложной функциональной и архитектурно-пространственной организации, адаптированной к современным условиям комфортности среды [1]. На территории Свято-Троицкого женского монастыря в Дивеево существует целый комплекс зданий и построек, куда входит гостиница, трапезная, административная часть.
Возможность планировочной организации территории крещальни при святом источнике – это новый вектор движения в сфере духовного развития общества и его религиозного сознания. Это часть процесса создания сакрального пространства, работы с исторически и духовно значимой местностью. Крестильные купели под открытым небом могут стать новыми и особенными местами для проведения таинства крещения, а их прилегающая территория – новой культурной дестинации религиозного и познавательного туризма, привлекательных не только для истинно верующих людей, но и для тех, кто хочет насладиться красотой архитектуры храмов и церквей, их убранством и особой духовной атмосферой.
1. Il'vickaya, S. V. Osobennosti formirovaniya arhitektury pravoslavnyh palomnicheskih centrov v kontekste istoricheskoy sredy / S. V. Il'vickaya, L. V. Asmolova // Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal. - 2022. - T. 4 (118). - URL: https://research-journal.org/archive/4-118-2022-april/osobennosti-formirovaniya-arxitekturypravoslavnyx-palomnicheskix-centrov-v-kontekste-istoricheskoj-sredy (data obrascheniya: 27.11.22). - DOI:https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.118.4.106.
2. Il'vickaya, S. V. Rol' osvescheniya v integracionnyh i differencial'nyh processah zritel'nogo vospriyatiya arhitektury inter'erov hramov / S. V. Il'vickaya, D. N. Schepetkov, M. M. Chervyakov // Svetotehnika. - 2021. - № 4. - S. 12-20.
3. Krasulina, Zh. M. Svyatye istochniki i narodnaya religioznost' pravoslavnogo naseleniya Urala v 1954-1964 godah / Zh. M. Krasulina, O. Yu. Nikonova // Vestnik Permskogo Universiteta. Istoriya. - 2021. - № 4 (55). - S. 99-109. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/svyatye-istochniki-i-narodnaya-religioznost pravoslavnogo-naseleniya-urala-v-1954-1964-godah (data obrascheniya: 20.12.2022). - DOI:https://doi.org/10.17072/2219-3111-2021-4-99-109.
4. Lidov, A. M. Ierotopiya. Prostranstvennye ikony i obrazy-paradigmy v vizantiyskoy kul'ture / A. M. Lidov. - Moskva: Dizayn. Informaciya. Kartografiya, 2009.
5. Lidov, A. M. Ierotopiya: sozdanie sakral'nyh prostranstv kak vid tvorchestva i predmet issledovaniya / A. M. Lidov // Gosudarstvo, religiya, cerkov' v Rossii i za rubezhom. - 2009. - S2. - S. 60-72. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ierotopiya-sozdanie-sakralnyh-prostranstv-kak-vid-tvorchestva-i-predmet-issledovaniya (data obrascheniya: 20.12.2022).
6. Mark, Mitropolit Ryazanskiy i Mihaylovskiy. Cerkovnyy etiket. - Moskva : Izd-vo Moskovskoy Patriarhii RPC, 2020.
7. Mumrikov, O. Cerkovnyy ekologicheskiy park kak innovacionnoe sredstvo religioznogo obrazovaniya / O. Mumrikov, L. Mumrikova // BOGOSLOV.RU. - 2020. - URL: https://bogoslov.ru/article/6169352?ysclid=lbwl6canqi593906940. (data obrascheniya: 20.12.2022).
8. SP 391.1325800.2017. Hramy pravoslavnye. Pravila proektirovaniya/ Federal'noe agentstvo po tehnicheskomu regulirovaniyu i metrologii. - Izdanie oficial'noe. - Moskva : Standartinform, 2018.
9. Spravochnik pravoslavnogo cheloveka. Ch. 2: Tainstva Pravoslavnoy Cerkvi / [red.-sost. Ponomarev V.]. - Moskva: Danilovskiy blagovestnik, 2007.