Comparative urban analysis as a method of studying the typology of city squares on the examples of the Medieval, Classical and Modernist periods
Section: METHODS
Abstract and keywords
Abstract (English):
This work is devoted to the comparative analysis of urban areas of different historical periods in order to identify the typology of their development over time.

Keywords:
city square, analysis of motion in space, urban planning dominant
Text
Publication text (PDF): Read Download

Неотъемлемым элементом планировочной структуры города является площадь – незастроенное пространство, сформированное зданиями и зелеными насаждениями. Прототипами городских площадей можно назвать дворы дворцовых и храмовых комплексов Крита, Ассирии, Вавилона и Древнего Египта. Агора в древнегреческих полисах была центром торговли и общественно-политической жизни граждан. Пространство Агоры было усовершенствованно в римских форумах. Таким образом, структура городской площади с течением времени могла претерпевать изменения в зависимости от потребностей общества и градостроительной ситуации.

В период Средневековья в основанных римлянами городах, сохранившихся после падения империи, пространство форумов было сильно видоизменено, но не утратило своих функций. Что касается городов, возникших в более поздние периоды, то в них появлялись рыночные и соборные площади, имевшие особые приемы взаимного расположения. Такие пространства имели хаотичный характер формирования, они были организованы очень плотной застройкой, состоящей из романских и готических дворцов, арочных лоджий, жилых домов с ремесленными мастерскими.

Для градостроительного анализа периода Средневековья мы обратились к городам Италии, так как именно здесь находятся площади, сохранившие формы древнеримского градостроительного наследия. В основном средневековые площади относятся к типу пешеходных, являются центром торговли, искусства и проведения массовых мероприятий. Они имеют небольшие размеры, правильныеформы плана, а также градостроительные доминанты в виде источников воды: колодцев, фонтанов, бассейнов и т.д. [3, с. 249]. Открытые пространства средневековых площадей намного меньше более поздних. Площади данного периода соответствуют принципам антропоцентризма, поэтому с точки зрения масштаба перед нами камерное и уютное пространство, в котором человек чувствует себя комфортно.

Пьяцца деле Эрбе в Вероне (рис. 1 а, б) расположена на месте античного форума, на нее можно попасть с восьми улиц, движение закольцовывается в верхней центральной части около фонтана Веронской Мадонны. Пьяцца дель Кампо имеет ярко выраженную радиальную структуру: лучи, направляющие движение, расходятся от доминанты, которой является Палаццо Публико. Пьяцца делла Синьория находится на пересечении четырех больших и трех малых улиц, центром притяжения граждан и туристов является фонтан Нептуна.

Устройство площадей классицизма можно считать продолжением античной традиции, однако в новую эпоху с технологическим прогрессом и, в частности, развитием транспорта площадь получила роль активной узловой структуры, организующей и направляющей движение. Результатом эпохи Просвещения стало вовлечение большего количества слоев общества в политическую и социальную жизнь города, которая концентрировалась в основном на площадях. Организация городского пространства стала более четкой, но традиционные функции сохранились. Как правило, площадям классического периода свойственна симметрия, они организованы плотной застройкой, выстроенной в геометрически выверенной композиции, а также парковыми зонами. Это усовершенствованные средневековые пространства – более организованные и проницаемые. Однако количество свободного пространства превалирует над застройкой, а площадь ориентируется не только на масштаб человека, но и на масштаб транспорта.

Анализ проводился на основе объектов, расположенных в крупных городах и имеющих радиальную структуру: Париж – Площадь Шарля де Голля, Нью-Йорк – Площадь Колумба, Санкт-Петербург – Площадь Восстания. Во всех трех анализируемых участках можно заметить плотно прилегающие друг к другу фасады зданий, многие из которых даже имеют смежную стену. В Париже и Санкт-Петербурге застройка преимущественно выполнена в классическом стиле, а вот в Нью-Йорке она со временем становится разнообразной и включает в себя как малоэтажные здания с классическими фасадами, так и небоскребы.

В отличие от средневековых площадей, которые имели преимущественно пешеходную функцию, классические площади являются транспортными. Они сосредотачивают, перераспределяют потоки движения и подразделяются на предзаводские, привокзальные и автомобильные развязки.

Площадь Шарля де Голля возникла на пересечении двенадцати проспектов, ведущих к нескольким округам Парижа. Данный объект играет роль транспортной развязки. В точке схода лучей находится Триумфальная арка, являющая доминантой.

На площади Восстания направления потоков практически перпендикулярны друг другу (рис. 2 а, б). Доминанта, представленная обелиском, размещена в активном транспортном узле. Важным образующим элементом для площади является Московский вокзал.

Площадь Колумба представляет собой круговой перекресток на пересечении нескольких авеню. Нарушая ортогональное пересечение, одна из улиц направлена по диагонали. Памятник Христофору Колумбу располагается в центре транспортной развязки. Градостроительной доминантой можно считать Центральный парк, занимающий большую площадь участка.

Архитектура модернизма стремится к оптимизации использования пространства. Площади данного периода выстраивали по регулярному плану, учитывая и переосмысляя ошибки предыдущих эпох. Вследствие изменения потребностейчеловека, а также индустриализации и развития технологий, возникает такое градостроительное явление, как комбинированные площади, объединяющие пешеходную и транспортную функции и отвечающие нуждам времени в многофункциональных и компактных пространствах. В них присутствует принципиальная установка на новизну архитектуры, — как конструктивных, так и планировочных идей. Площади имеют четкое функциональное зонирование и рациональный подход к решению внутренних пространств. Они расширяются из-за усиления роли транспорта в градообразующей сфере. При этом застройка становится многоэтажной, что также способствует увеличению пространства.

В возникшей ситуации проектировщики столкнулись с проблемой масштабности: площадь оказалась слишком велика для человека. Примером может послужить Сити Холл Плаза в Бостоне. При её проектировании архитекторы ориентировались на устройство средневековой Пьяцца дель Кампо в Сиене, однако заимствования одной лишь структуры оказалось недостаточно. Организация пространства новой площади не соответствовала масштабу человека: в силу огромных размеров она была слишком продуваема. Также из соображений безопасности общественный доступ был частично ограничен, и здание Бостон Плаза стало изолированным в своем большом пространстве. По этим причинам площадь была внесена в список объектов, нуждающихся в улучшении.Сити Холл Плаза формируется таким образом, что подход к административному зданию легко осуществляется со всех сторон, поэтому здесь удобно проведение крупных мероприятий. Парк также играет важную роль в формировании пространства.

Архитекторы-модернисты попытались решить проблему масштабности и создать более комфортное пространство. На примере площади Скандербег в Тиране мы можем заметить, как дробление на несколько частей, которые представляют собой совокупность старых и новых общественных пространств и садов, может улучшить исходную ситуацию и сделать ее подходящей для человека [10]. Площадь Скандербег находится на пересечении нескольких крупных шоссе (рис. 3 а, б). Организация потоков связана с четким функциональным зонированием. По причине намеренного разделения пространствана каждом участке располагается отдельная доминанта. Площадь не является транспортной развязкой и доступна для пешеходов и общественного транспорта.

Интересным примером градостроительства эпохи модернизма является площадь Свободы, представляющая собой сложное соединение нескольких форм. В центре располагается парк, пересеченный несколькими дорожками с фонтаномв центре. Форма парка переходит по касательной в прямоугольный участок, на котором находятся автомобильная парковка и вход в метро. Площадь Свободы можно назвать транспортной развязкой.

Как мы можем заметить, развитие площади напрямую коррелируется с эволюцией города и людей, проживающих в нем. Потребности средневекового человека отличались от потребностей человека XX века, как и общественные пространства этих периодов.

Каждая новая эпоха старается учесть достоинства и недостатки пространств, разработанных предшественниками, и создать неповторимую градостроительную структуру. С течением времени площадь приобретает всё большее количество функций, не ограничиваясь изначальной.

Вследствие технического прогресса проблема масштабности площадей стала более актуальной. Технический прогресс обеспечивает появление новых функций городской площади, но при этом нередко является причиной нарушения масштабности пространств, однако этой проблеме было найдено свое решение. Процесс градостроительства не стоит на месте, формируя для каждого периода индивидуальный и узнаваемый облик.

References

1. Alabyan, K.S. Gradostroitel'stvo / K. S. Alabyan // Spravochnik arhitektora. Tom 2. - Moskva: Izdatel'stvo Akademii Arhitektury SSSR, 1946.

2. Arhi.ru : Internet-portal. - URL: https://archi.ru/ (data obrascheniya: 01.12.2022).

3. Bunin, A.V. Istoriya gradostroitel'nogo iskusstva. V 2 tomah. T. 1 Gradostroitel'stvo rabovladel'cheskogo stroya i feodalizma / A. V. Bunin, T. F. Savarenskaya. - 2-e izd. - Moskva: Stroyizdat, 1979.

4. Kompleksnye problemy v gorodskom planirovanii : dizayn i issledovaniya: Sbornik materialov po rezul'tatam provedeniya mezhdunarodnogo kruglogo stola : materialy konferencii. - Moskva : RGU im. A.N. Kosygina, 2019// Lan' : elektronno-bibliotechnaya sistema. - URL: https://e.lanbook.com/book/166999 (data obrascheniya: 02.12.2022). - Rezhim dostupa: dlya avtoriz. pol'zovateley.

5. Ryabchenkova, A. V. Transport v gradostroitel'stve : uchebnoe posobie / A. V. Ryabchenkova. - Irkutsk : IRNITU, 2020. - 288 s. // Lan' : elektronno-bibliotechnaya sistema. - URL: https://e.lanbook.com/book/325184 (data obrascheniya: 09.05.2023). - Rezhim dostupa: dlya avtoriz. pol'zovateley.

6. Sovetskoe gradostroitel'stvo, 1917-1941: v 2-h knigah. Kniga 2 / Yu.L. Kosenkova, M.G. Meerovich, S.S. Duhanov i dr.; Nauchno-issledovatel'skiy institut teorii i istorii arhitektury i gradostroitel'stva (NIITIAG); pod red. Yu. L. Kosenkovoy. - Moskva: Progress-Tradiciya, 2018.

7. Solov'ev, K. A. Istoriya arhitektury i stroitel'stva / K. A. Solov'ev, O. K. Lukash. - 3-e izd., ster. - Sankt-Peterburg : Lan', 2022. - 612 s. // Lan' : elektronno-bibliotechnaya sistema. - URL: https://e.lanbook.com/book/218879 (data obrascheniya: 09.05.2023). - Rezhim dostupa: dlya avtoriz. pol'zovateley.

8. Le Corbusier.Urbanisme / Le Corbusier. - Paris: Éditions Crès, Collection de "L'Esprit Nouveau", 1924.

9. Sitte, C. Der StädtebaunachseinenkünstlerischenGrundsätzen / Camillo Sitte. - Wien, Verlag von Carl Graeser, 1989.

10. Totalarch : Internet-portal. - URL: http://totalarch.ru/ (data obrascheniya: 01.12.2022).

Login or Create
* Forgot password?